Общие положения по устойчивости функционирования экономики и территорий. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Вопрос 1.

Учебные вопросы

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Мероприятия (способы) защиты

ЛЕКЦИЯ №3

1. Основы организации и осуществления защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера

2. Контроль состояния окружающей среды в районах размещения объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья людей

Обеспечение устойчивости функционирования экономики и территорий

Анализ обстановки, сложившейся в настоящее время в экономике РФ, свидетельствует о том, что состояние технической безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных предприятий, производств и объектов продолжает ухудшаться, а уровень аварийности возрастает. Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации на производстве все чаще становятся причиной гибели людей и травматизма, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

По данным Российской Академии наук смерть и увечья на объектах экономики ежегодно составляют 300 тысяч человек. Прямые материальные потери составляют -3-5% валового национального продукта, а косвенные превышают их в среднем вдвое. В последние годы материальные потери возрастают ежегодно на 10-30% и в несколько раз превосходят потери в промышленно развитых странах.

Основные причины роста количества чрезвычайных ситуаций (ЧС):

- изношенность и старение значительной части основных фондов;

- падение технологической и производственной дисциплины;

- распад технической сферы СССР;

- несовершенная, необходимая нормативная база;

-отсталость и несоответствие применяемых технологий современным требованиям;

- ослабление органов государственного надзора.

На современном этапе функционирования экономики, возрастают требования к безопасности и устойчивости функционирования его объектов, особенно в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность задачи повышения устойчивости, обуславливается следующими обстоятельствами:

-во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны;

-во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени, и, прежде всего, события на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса, усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более дорогостоящих и мощных, сложных технологических систем и машин, возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий.

К настоящему времени определились теоретические и практические рекомендации по повышению устойчивости функционирования различных отраслевых и территориальных звеньев экономики в военное время.

Накопленный опыт позволяет в определенной степени развивать направления и мероприятия по этой проблеме применительно к ЧС мирного времени, к деятельности Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (МГО ЧС) РФ и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Одной из основных задач РСЧС, является: осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов экономики, при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.

Для решения этих задач, прежде всего, необходимо сформулировать сущность понятий "устойчивость", "повышение устойчивости" функционирования экономики и территорий в чрезвычайных условиях.

В "Каталоге основных понятий РСЧС", исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:

Устойчивость функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях:

Способность территориальных и отраслевых звеньев экономики удовлетворять основные, жизненно важные интересы общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.

Устойчивость функционирования территории в ЧС:

Способность территориального звена экономики удовлетворять основные, жизненно важные интересы общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.

Под устойчивостью работы (функционирования) отрасли, объединения, объекта в чрезвычайных ситуациях, понимается их способность производить продукцию, в установленной номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это же касается и отрасли, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности), это комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев, достигается осуществлением ряда мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений, в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

В настоящее время, общее руководство подготовкой экономики к устойчивому функционированию, осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики и его территорий являются:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

- рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

- подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей экономики.

- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в чрезвычайных ситуациях.

- подготовка системы управления экономикой для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Для отраслевого звена объединения, объекта, основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

-обеспечение защиты населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

-рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории.

-подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

-подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

-подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

-в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

-в экономике - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по повышению устойчивости функционирования экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и местных органов управления экономикой.

Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые НИИ в общегосударственном, республиканском и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать методику и организацию их проведения.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономикой, требующие капиталовложений и материально-технических средств, предусматриваются в планирующих документах.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, включенные в план экономического и социального развития, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по повышению устойчивости функционирования экономики.

Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий предусматривается в соответствующих планах ГО.

Контроль, за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

Контроль, за выполнением мероприятий, предусмотренных в планах ГО ЧС, осуществляют соответствующие штабы и органы по делам ГО ЧС. С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке экономики и территорий к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения ГО.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по повышению устойчивости функционирования экономики и территорий, можно разделить на 3 основных этапа:

- исследовательский, на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности экономики и территорий, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

-этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи трудно переоценить учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирования любого звена народного хозяйства, получить по ним объективные заключения;

-этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Таким образом, мы определились в содержании понятий "устойчивость" и "повышение устойчивости" функционирования экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: