Методика культурологии

Структура культурологии

Культурология представляет собой совокупность пяти взаимосвязанных разделов:

1. История мировой и отечественной культуры

История культуры содержит богатый материал о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе локальных культур в мировую культуру, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Америки, Африки.

2. История культурологических учений

Изучается процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

3. Социология культуры

Исследуются особенности культур различных социальных групп (например, сословий, этносов), их ценностные предпочтения, вкусы, стиль и образ жизни. Сюда же относятся исследования возрастной культуры (детства, отрочества, молодости, зрелость, старость), конфессиональной культуры (христианство, буддизм и т.д.).

4. Культурная антропология

Изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптацию человека к окружающей среде, становление духовного мира личности.

5. Прикладная культурология

В область прикладной культурологии входит организация духовной жизни общества, а именно: деятельность учреждений культуры (школ, институтов, музеев), методика проведения массовых фестивалей, форумов.

Для того чтобы охватить все разделы культурологии, нужна четкая методика, т.е. единый подход, определяющий методы исследования. Рассмотрение культурологических явлений возможно двумя путями:

1. Аналитически, т.е. путем рассмотрения всей известной на данный момент совокупности фактов отдельно друг от друга (отдельно рассматриваются религия, наука, искусство);

2. Синтетически, т.е. путем выявления и обобщения существенных связей между явлениями
(например, взаимосвязь религии и науки).

Школа культурной антропологии. Эдуард Тайлор

Многочисленные подходы к культуре создавались в рамках определенных культурологических школ. Школы, в свою очередь, формировались вокруг исследователей и их концепций. В XIX в. особой
популярностью пользовалась школа культурной антропологии. Представители этой школы изучали обычаи, традиции, ритуалы, описывали и обобщали формы поведения людей. Основоположником данной школы является английский этнограф Эдуард Тайлор. В своем фундаментальном труде «Первобытная культура» он проанализировал культуру более 400 этносов (в современном мире насчитывается более 200 государств; в некоторых государствах может находиться несколько этносов).

По мнению Тайлора, в культуре разных народов обнаруживается поразительное сходство и
повторяемость орудий труда, способов добывания огня, мифов о солнечном восходе, о затмении Солнца, о потопе и т.д. Общие черты культуры объясняются общей сущностью людей и сходными обстоятельствами их жизни. Различия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях всеобщего пути развития.

Культура: определение, структура, функции,
основные черты, агенты и институты

Под понятием «культура» подразумевается универсальное отношение человека к миру. В самом
общем виде культура включает весь опыт, накопленный человечеством на протяжении его истории, все то, что человек сделал своими руками, выразил своими мыслями и чувствами: язык, религию, науку, искусство, быт. Противоположна культуре некультура – это:

1. Природа, все, что естественно, не тронуто человеком;

2. Анатомо-физиологическая сущность человека, т.е. все, что естественно, не тронуто внутри
человека.

Понятие «cultura» (лат.) возникло в Древнем Риме и первоначально означало обработку и возделывание почвы. В значениях «воспитание» и «образование» слово «культура» впервые употребил
Цицерон (1 в. до н.э.), но в его эпоху эти значения в обиход не вошли. Только в XVII в. термин «культура» в вышеупомянутых значениях. В России этот термин в значении «просвещения» впервые
вошел в обиход при Петре I (к. XVII – п. п. XVIII вв.). С конца XIX в. русские религиозные философы акцентировали внимание еще на одном значении слова «культура» – «почитание». Они выделили корень КУЛЬТ, и слово сразу же приобрело религиозный смысл, оттенок святости. В начале XX в.
выдающийся мыслитель и художник Н. Рерих обратил внимание на другую часть слова – УР. По его мнению, это древнее восточное слово, означающее «свет». Значит, культура есть почитание света, всего доброго.

В связи с изменением механистической картины мира и возникновением новой – Эйнштейновской (в основе которой лежит Общая Теория относительности) – изменяется отношение и к культуре. Две Мировые и Холодная война, выход в космос, возникновение оружия массового поражения, глобальные экологические катастрофы заставляют пересмотреть, переосмыслить понятие культуры: под культурой понимают только положительные достижения человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: