Человечество стремится постичь смысл истории, потому что без этого невозможно понять конечный смысл жизни отдельного человека. Культура существует в истории, и, следовательно, не может рассматриваться вне исторического процесса. В культурологической мысли сложились две основные концепции истории культуры:
§ всемирно-историческая;
§ культурно-историческая.
Всемирно-историческая концепция рассматривает историю как единый процесс однонаправленного (прогрессивного и регрессивного) развития, захватившего все области Земли, населенные людьми. Возникнув еще в древности, эта концепция сначала получает теологическое оформление (в трудах Августина Блаженного, Йохима Флорского). Так, развитие всемирной истории Йохим Флорский видит как смену трех эр, периодов, соответствующих трем лицам христианской Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Затем всемирно-историческая концепция обретает научный статус в трудах мыслителей XVIII-XIX вв. Вплоть до XX в. она воспринимается, часто неосознанно, как сама собой разумеющаяся и не требующая доказательств. Рассмотрим некоторые теории всемирно-исторической концепции.
|
|
Эволюционная
Она утверждает идею постепенного поступательного прогрессивного развития культуры путем накопления продуктов деятельности человека в материальной и духовной сферах. Это путь ступенчатого развития культуры. В XIX в. эта идея оформилась в стройную теорию, автором которой является американский историк и этнограф Морган. Он написал книгу «Древнее общество» (1877 г.). Морган разбил всю историю развития культуры на три этапа: дикость – варварство – цивилизация. Эта эволюция в XIX в. получила мощное подкрепление в естественных науках, прежде всего в дарвиновской теории развития органического мира. Согласно Моргану и Дарвину, обществом управляют те же
законы, что и миром животных: это наследственность, изменчивость, естественный отбор. Таким
образом, в основу этой теории положен биологический фактор.
Теория активной эволюции, или русский космизм
Сформировалась в конце XIX – начале XX вв. в трудах русских философов-космистов и религиозных деятелей: В. Вернадского, К. Циолковского, Н. Бердяева и др. Все эти философы определяющим фактором развития человечества, его истории, культуры считали фактор биогеокосмический, т.е. изучающий распространение живых организмов на Земле и в космическом пространстве. Поскольку наша планета – это космическое тело, природа – это часть планеты, а человек – часть природы, то мы напрямую связаны с космосом, и эта связь – двусторонняя. Воля человека, его устремления – самый действенный фактор (К.Циолковский «Воля Вселенной», Н.Рерих «Семь великих тайн космоса: сочинения»).
|
|
Формационная
В основе развития человеческой истории находится хозяйственно-экономический фактор. В основе всей деятельности человека лежат производительные силы. При этом люди вступают в производственные отношения. Т.е. производительные силы + производственные отношения = базис. Над базисом возвышается надстройка – все нравственные, правовые и другие сферы жизни. Надстройка
напрямую зависит от базиса (автор теории – К. Маркс).
В наше время формационной теории придерживаются и антимарксисты. По их мнению, в основе развития общества лежит экономика (экономисты Бэлл, Кларк).
Кроме вышеперечисленных прогрессивных теорий есть и регрессивные.
Креационистская
Креационизм – это направление, которое опирается на религиозную догму о том, что мир и человек появились в божественно совершенном виде в результате божественного акта Творения. Затем, в результате грехопадения, человечество все больше погружается во зло, т.е. нравственно деградирует. В античное время теории регресса придерживался Платон. Теория регресса содержится и в мифах разных народов. Например, в мифологии ацтеков говорится, что на Земле сменилось несколько цивилизаций: сначала жили великаны, затем люди, которых уничтожил пожар, затем люди, которых смыло водой.
Культурно-историческая концепция рассматривалась еще Геродотом, который противопоставил Европу (систему греческих полисов) Азии (персидская монархия). В последствии эту двухполюсную схему пришлось усложнить, добавив сюда Скифию и Эфиопию – это области, культуру которых нельзя было отождествить ни с Элладой, ни с Персией. Затем список культурных регионов расширился. Наконец, вся населенная человечеством часть Земли оказалась поделенной на культурно-исторические области.
Таким образом, в основе культурно-исторической концепции лежит следующая идея: каждая культурно-историческая область имеет свой неповторимый путь развития. Иными словами, в основе этого подхода лежит синтез прогресса и регресса, как все живое, отдельный культурно-исторический тип рождается, живет, умирает. Крупнейшими представителями культурно-исторической школы являются Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнберг. Доказательство культурно-исторической концепции – это открытие древних государств и цивилизаций, например:
1. В конце XVI в. испанцы обнаружили на полуострове Юкатан вблизи Мексики развалины древнего белокаменного города. С этого времени началось изучение загадочной культуры Майя.
2. Немецкий археолог Г. Шлиман открыл местонахождение Трои и раскопал ее. Также он исследовал крито-микенскую цивилизацию и т.д.