Культура и история. Человечество стремится постичь смысл истории, потому что без этого невозможно понять конечный смысл жизни отдельного человека

Человечество стремится постичь смысл истории, потому что без этого невозможно понять конечный смысл жизни отдельного человека. Культура существует в истории, и, следовательно, не может рассматриваться вне исторического процесса. В культурологической мысли сложились две основные концепции истории культуры:

§ всемирно-историческая;

§ культурно-историческая.

Всемирно-историческая концепция рассматривает историю как единый процесс однонаправленного (прогрессивного и регрессивного) развития, захватившего все области Земли, населенные людьми. Возникнув еще в древности, эта концепция сначала получает теологическое оформление (в трудах Августина Блаженного, Йохима Флорского). Так, развитие всемирной истории Йохим Флорский видит как смену трех эр, периодов, соответствующих трем лицам христианской Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Затем всемирно-историческая концепция обретает научный статус в трудах мыслителей XVIII-XIX вв. Вплоть до XX в. она воспринимается, часто неосознанно, как сама собой разумеющаяся и не требующая доказательств. Рассмотрим некоторые теории всемирно-исторической концепции.

Эволюционная

Она утверждает идею постепенного поступательного прогрессивного развития культуры путем накопления продуктов деятельности человека в материальной и духовной сферах. Это путь ступенчатого развития культуры. В XIX в. эта идея оформилась в стройную теорию, автором которой является американский историк и этнограф Морган. Он написал книгу «Древнее общество» (1877 г.). Морган разбил всю историю развития культуры на три этапа: дикость – варварство – цивилизация. Эта эволюция в XIX в. получила мощное подкрепление в естественных науках, прежде всего в дарвиновской теории развития органического мира. Согласно Моргану и Дарвину, обществом управляют те же
законы, что и миром животных: это наследственность, изменчивость, естественный отбор. Таким
образом, в основу этой теории положен биологический фактор.

Теория активной эволюции, или русский космизм

Сформировалась в конце XIX – начале XX вв. в трудах русских философов-космистов и религиозных деятелей: В. Вернадского, К. Циолковского, Н. Бердяева и др. Все эти философы определяющим фактором развития человечества, его истории, культуры считали фактор биогеокосмический, т.е. изучающий распространение живых организмов на Земле и в космическом пространстве. Поскольку наша планета – это космическое тело, природа – это часть планеты, а человек – часть природы, то мы напрямую связаны с космосом, и эта связь – двусторонняя. Воля человека, его устремления – самый действенный фактор (К.Циолковский «Воля Вселенной», Н.Рерих «Семь великих тайн космоса: сочинения»).

Формационная

В основе развития человеческой истории находится хозяйственно-экономический фактор. В основе всей деятельности человека лежат производительные силы. При этом люди вступают в производственные отношения. Т.е. производительные силы + производственные отношения = базис. Над базисом возвышается надстройка – все нравственные, правовые и другие сферы жизни. Надстройка
напрямую зависит от базиса (автор теории – К. Маркс).

В наше время формационной теории придерживаются и антимарксисты. По их мнению, в основе развития общества лежит экономика (экономисты Бэлл, Кларк).

Кроме вышеперечисленных прогрессивных теорий есть и регрессивные.

Креационистская

Креационизм – это направление, которое опирается на религиозную догму о том, что мир и человек появились в божественно совершенном виде в результате божественного акта Творения. Затем, в результате грехопадения, человечество все больше погружается во зло, т.е. нравственно деградирует. В античное время теории регресса придерживался Платон. Теория регресса содержится и в мифах разных народов. Например, в мифологии ацтеков говорится, что на Земле сменилось несколько цивилизаций: сначала жили великаны, затем люди, которых уничтожил пожар, затем люди, которых смыло водой.

Культурно-историческая концепция рассматривалась еще Геродотом, который противопоставил Европу (систему греческих полисов) Азии (персидская монархия). В последствии эту двухполюсную схему пришлось усложнить, добавив сюда Скифию и Эфиопию – это области, культуру которых нельзя было отождествить ни с Элладой, ни с Персией. Затем список культурных регионов расширился. Наконец, вся населенная человечеством часть Земли оказалась поделенной на культурно-историче­ские области.

Таким образом, в основе культурно-исторической концепции лежит следующая идея: каждая культурно-историческая область имеет свой неповторимый путь развития. Иными словами, в основе этого подхода лежит синтез прогресса и регресса, как все живое, отдельный культурно-исторический тип рождается, живет, умирает. Крупнейшими представителями культурно-исторической школы являются Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнберг. Доказательство культурно-исторической концепции – это открытие древних государств и цивилизаций, например:

1. В конце XVI в. испанцы обнаружили на полуострове Юкатан вблизи Мексики развалины древнего белокаменного города. С этого времени началось изучение загадочной культуры Майя.

2. Немецкий археолог Г. Шлиман открыл местонахождение Трои и раскопал ее. Также он исследовал крито-микенскую цивилизацию и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: