Лекция 12. Причины ролевого напряжения: Неадекватная ролевая подготовка

Причины ролевого напряжения:

  1. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение социальным ролям может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которое делает опыт полученный в одном возрастном периоде мало пригодным в другом.
  2. Разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения. (Теория - практика)
  3. ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов:между ролями и внутри одной роли. Иногда две или более ролей содержат в себе несовместимые обязанности (работающая жена). В пределах одной роли (положение руководителя, который предполагает одну точку зрения, а в своем кругу совсем другое).

Существует несколько видов действий, с помощью которых можно снизить ролевое напряжение.

· Рационализация ролей.

· Разделение ролей.

· Регулирование ролей.

Первые два действия человек регулирует не намеренно.

А третья сам человек на это влияет.

Рационализация скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но не достижимой роли.

Разделение ролей.

Снижает напряженность

путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключение ее из сознания индивида.

Регулирование ролей. Это осознанное и преднамеренное действие. Это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствие выполнения той или иной роли. Это означает, что организации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли.

Статусно ролевая теория личности выделяет несколько основных механизмов, с помощью которых общество осуществляется принуждение социального поведения человека.

1. Механизм социального отбора. Общество в любой социальной группе отбирает людей для исполнения социальных ролей.

Механизм предписывания. Общество предписывает, как роли нужно исполнять. Эти предписания носят формальный (любое рабочее место имеет инструкцию) характер и не формальный (в семье).

Механизм вживания в роль. Этот механизм связан с понятием "социализация" и "воспитание".

Вовлечение человека в ролевую деятельность не только формирует подходимые навыки поведения, но и заставляет следовать определенным нравственным нормам.

Механизм социального контроля. Логическое завершение цепочки, без этого механизма невозможно обеспечить социальное принуждение к исполнению ролей. В этом механизме обязательно присутствует два элемента.

1. Нормы. Нормы предписывают, как человек должен себя вести.

2. Санкции. Санкции - это способ реакции на поведение, выполняют функции защиты норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: