Обоснование рационального метода комплектования экипажей

Рациональным методом комплектования экипажей можно назвать метод, одновременно учитывающий позиции различных категорий должностных лиц и обеспечивающий высокий уровень безопасности, экономичности и регулярности полетов. Этот метод должен органично сочетать требуемые психофизиологическую и социологическую надежность членов экипажа.

При работе в коллективе (экипаже) N исполнителей, функционирующих так, что ошибка одного из них никем не компенсируется и становится ошибкой всего коллектива (отсутствие взаимозаменяемости), вероятность безошибочной работы экипажа

N

P = П pi,

j=1

где рi - показатель надежности работы какого-либо члена экипажа.

Из условия 0 < рi < 1 следует, что показатель надежности работы экипажа, в котором отсутствует взаимозаменяемость, не может быть больше показателя надежности работы самого ненадежного его члена, т.e. P<min рi.

Допустим, в экипаже, состоящем из двух членов, осуществляется полная взаимозаменяемость. Тогда вероятность безошибочной работы

P = l - (l-p1)(l – p2),

где р1, р2 - вероятность безошибочной работы командира ВС и второго пилота соответственно.

Из этого выражения следует, что при дублировании (однократном резервировании) исполнителей надежность работы группы определяет наиболее опытный ее представитель, т.е. P > max (р1, р2). Таким образом, для обеспечения высокого уровня психофизиологической надежности (надежности работы) лучшим является метод комплектования экипажа, позволяющий быстрее вырабатывать слаженность и взаимозаменяемость его членов — метод стабильных экипажей, или экипажей закрепленных составов.

Так как любой полет с неполным составом экипажа недопустим, то в нем нет резервов для повышения s-надежности в отличие от y-надежности. В связи с этим меры по выполнению показателя социологической надежности необходимо принимать в каждом летном подразделении, объединяющем не менее двух экипажей. При использовании стабильных экипажей резервировать можно только экипажи, но это экономически невыгодно. Целесообразнее заменять при необходимости не экипаж в целом, а отдельных его членов, т.е. создавать резерв в группах летных специалистов, как это предусматривается при использовании метода работы незакрепленными составами экипажей.

Таким образом, повышать социологическую надежность подразделений можно с большей эффективностью лишь тогда, когда комплектуются нестабильные экипажи, если учесть, что y-надежность оказывает решающее влияние на безопасность полетов, а s-надежность — на их экономичность и удобство, то можно сделать вывод, что метод комплектования экипажей наряду с сохранением по возможности стабильного экипажа должен предусматривать сравнительно свободную замену его членов специалистами, имеющими достаточный уровень профессиональной подготовленности для обеспечения требуемой слаженности и взаимозаменяемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: