Методы комплектования и формирования экипажей ВС

Необходимым условием четкого взаимодействия исполнителей в экипаже является обеспечение его стабильности, установленной численности в рабочем коллективе, слаженности и взаимозаменяемости. Этого можно добиться двумя путями:

в каждом летном подразделении скомплектовать и сформировать экипажи неизменного, постоянного состава, т.е. стабильные;

в каждом подразделении создать группы летных специалистов в соответствии с летным составом экипажа (командиров ВС, вторых пилотов, штурманов, бортинженеров и т.д.) и подготовить их не только для самостоятельной работы на своем рабочем месте, но и для работы в составе любого экипажа, комплектуемого накануне полета. В этом случае метод комплектования и формирования экипажей называют методом незакрепленных составов (нестабильных) экипажей.

Использование в гражданской авиации стабильных и нестабильных экипажей показало, что имеется много противоречивых факторов, один из которых благоприятствует стабильным, а другие — нестабильным экипажам. Опыт показал, что для обеспечения безопасности полетов стабильные экипажи имеют больше преимуществ перед нестабильными в условиях уже сложившейся системы профессиональной подготовки летного состава. В связи с этим в гражданской авиации принят единый метод комплектования и формирования — метод стабильных экипажей. Его суть состоит в следующем. Персональные составы стабильных экипажей утверждаются командиром летного подразделения и записываются в Журнал учета состава экипажей. Специальные приказы о комплектовании и об изменениях в составах экипажей не издаются.

При комплектовании или доукомплектовании экипажа ВС в его состав можно включить только одного члена экипажа, имеющего налет на данном типе ВС менее установленной нормы. Это требование не распространяется на бортрадиста. При выполнении сложных авиационных работ по усмотрению командира летного подразделения требования к налету членов экипажа на данном типе ВС могут быть повышены.

В исключительных случаях, в первый год освоения новых типов ВС, допускается комплектование экипажей со сниженными нормами налета часов. При этом командир летного отряда обязан принять меры, обеспечивающие безопасность полетов.

Если в экипаже, прибывшем в аэропорт (на аэродром, посадочную площадку) для выполнения задания на полет, требуется заменить хотя бы одного летного специалиста, этот экипаж заменяют резервным. По представлению командира авиаэскадрильи и с разрешения командира летного отряда один член экипажа, исключая командира ВС, может быть заменен другим лицом летного состава соответствующей специальности, если командир ВС и заменяющий член экипажа имеют требуемый самостоятельный налет в соответствующей должности и на данном типе ВС (с обязательным контролем предполетной подготовки экипажа лицом командно-летного состава).

В стабильном экипаже допускается замена не более двух летных специалистов накануне дня вылета с последующим восстановлением прежнего состава экипажа после того, как необходимость в замене отпадает. После замены одного члена экипажа слаженность в работе обеспечивается изучением и проверкой знания Инструкции по взаимодействию и технологии работ членов экипажа лицом командно-летного состава.

При формировании вновь скомплектованного экипажа или при замене двух его членов допускать к полетам следует только после изучения и проверки ими знаний Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа, а также выполнения тренировки на тренажере или в кабине ВС, если тренажер отсутствует. По решению командира летного отряда в этом случае выполняется контрольный полет в аэродромных или производственных условиях. Командиры подразделений, их заместители обязаны постоянно контролировать социально-психологическую совместимость членов экипажа и принимать меры к ее обеспечению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: