Лекция 1. Гл. Научный сотр. Вниитехнической эстетики (вниитэ), канд

ПЕНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Гл. научный сотр. ВНИИТехнической эстетики (ВНИИТЭ), канд. физ-мат.

Литература

  • Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Ч. 1. – М.: Высшая школа, 1986.
  • Физико-географическое районирование СССР. // Под ред. Н.А.Гвоздецкого. – М.: Изд-во МГУ, 1968.

«... Кажется неле­пым то, что хотя студенты и профессиональные художники довольно хорошо информированы о ранних достижениях науки о цвете … многие не знакомы с последними успехами, которые не только доступны им, но и предназначаются специально для них»

Ж. Агостон

ВВЕДЕНИЕ

Цвет – средство выразительности и инструмент воздействия на че­ловеческое сознание. Он – ключевой фактор при восприятии и оценке объектов и окружающей среды, и он – важнейший показатель качества промышленной продукции.

В последние годы интерес к цвету и его применению, особенно в дизайне, вырос, как никогда. Вместе с тем, при наличии большого числа изданий в этой области, практически не существует курса, который охватывал бы все аспекты феномена «цвет», необходимые будущим дизайнерам. Появились десятки книг по цвету, начиная от цветоведения для детского сада до профессиональных изданий для дизайнеров, архитекторов, полиграфистов.

Но наряду с интересными, профессионально подготовленны-ми книгами и учебными пособиями, корректно изложенными статьями, можно встретить (и часто в материалах, предназначенных для дизайнеров) неточные, иногда даже неверные утверждения, противоречащие науке о цвете. Можно увидеть словосочетания: «лучи света и цвета», «черный – самый авторитарный цвет в спектре» или просто неверные сведения: цветовой круг, в который, наряду со спектральными, включен розовый цвет. Это относится и к таким хрестоматийным понятиям, как цветовой круг Ньютона и Гете: «С поразительным упорством круг Гете подменяется кругом Ньютона на самых разных сайтах – дизайн одежды, тканей, интерьеров, веб-сайтах, ландшафтный дизайн, фейерверки и т.п. Почти всегда это иллюстрирование сопровождается неудачными текста-ми, например: "Гете в своем «Учении о цвете» построил круг по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий, красный". Это цитата из статьи дизайнера Марины Михеевой, посвященной «бесчисленным ошибкам в трактовке "Учения о цвете" И.-В. Гете» [1].

В наше время вполне справедливы слова Ж. Агостона [2]: «... Кажется нелепым то, что хотя студенты и профессиональные художники довольно хорошо информированы о ранних достижениях науки о цвете … многие не знакомы с последними успехами, которые не только доступны им, но и предназначаются спе-циально для них».

Цветом занимается наука и искусство. Знание основ цветоведения помогает построить мост между цветом как искусством и цветом как наукой.

Рудольф Арнхейм в своем классическом труде «Искусство и визуальное восприятие» утверждает, что искусство представляет собой процесс познания. Главная опасность – утрата понимания искусства, недостаток идей, которые могут быть выражены в образах, а также неумение понять смысл того, что мы видим. Форма и цвет выполняют две наиболее характерные функции восприятия: они передают выразительность и позволяют нам методом сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания. Форма является более эффективным средством коммуникации, но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы.

Глаз и рука – это отец и мать художественной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: