Цвет в нашей жизни

«Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым» Йоханнес Иттен

«Люди в общем и целом испытывают большую радость от цве­тов» И.-В. Гете

Что такое цвет для всех нас? Это - окружающий нас мир. Все, что мы видим именно таким, мы видим благодаря цвету. С дет­ства мы узнаем, что трава зеленая, небо синее, солнце желтое, а кровь и огонь красные. В детстве цвет является более опреде­ляющим признаком сходства предметов, нежели форма. Когда мы стано­вимся старше, мы восхищаемся закатным небом, осенней листвой, мы начинаем понимать, что любим одни цвета и не терпим другие, у нас появляются свои цветовые предпочтения и, выбирая себе одежду, посуду, обои или занавески, наибольшее значение мы при­даем цвету, а не другим свой­ствам материала. Цвет, а не форма, бо­лее связан с эмоциями и то, как мы относимся к тому или дру­гому цвету, очень много говорит о нашем характере (тесты Лю­шера).

Основная направленность цвета – давать ин­формацию о предметах и их качестве. Цвет облегчает визуальную обработку информации. Цвет служит средством иденти­фикации, коммуникации (общения) и усиления каче­ства жизни.

Цвет является формой естественного языка, с помощью которого народы выражают философские, эстетические и религиозные доктрины. Эта информа­ция важна для более глубокого понимания произведений искусства, которые отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи.

Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искус­ство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета.

С истоков культуры человек использовал цвет как орудие создания комфорт­ной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Он стремился овладеть способностью цвета вли­ять на душевное состояние. Влияние цвета на физическое состояние и сознание важно для тех, кто профессионально ис­пользует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на че­ловеческое сознание. «Великие колористы были, подобно Делакруа, убеждены, что «цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают» [18].

Цвет помогает торговать. Цвет – это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского про­дукта. Профессионалы ди­зайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важ­ную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, при­тягивающих его к тому или иному товару.

В настоящее время назначение основной направленности цвета – давать информацию о предметах и их качествах снижается и увеличивается значение цвета в эстетическом плане. Специалисты по цвету считают, что цвет добав­ляет ценность качеству жизни даже в экстремальных условиях.

Приходу цвета в нашу жизнь способ­ствовали техническая революция, ур­банизация, произ­водство дешевых синте­тических красителей, дающих самые разнообразные оттенки, широкое исполь­зование ис­кусственного освещения, развитие цветной фотографии, компьютерных технологий.

Если в начале прошлого века Генри Форд мог представить покупателю свою последнюю модель лимузина «любого цвета, при условии, что он чер­ный», число цветовых оттенков автомобильных красок к концу прошлого века превышало 20.000 Из года в год к ним добав­ляется не­сколько сотен новых цветовых оттенков. «Банки цветов» отдельных фирм со­держат тысячи цветов, на каждый из которых имеется отрабо­танная ре­цептура с использованием технологии и материалов данной фирмы. В своем большинстве это цвета атласов или каталогов, являющихся стандартом фирмы, отрасли, страны, или международным стандартом. Использование таких цветов позволяет соблюдать единство определен­ного стандартного цвета вне зависимости от времени и места изготовления (и изготовителя).

В течение нескольких последних лет требования к разнообразию цвета выросли как никогда. Именно благодаря магическому эффекту цвета рожда­ются новые продукты, эмоции и новые направления. Цвет позволяет дизайне­рам, ар­хитекторам и потребителям выражать свою фантазию и творчество в полной мере. «Не ограничивайте себя в цвете, пусть он станет вашей страте­гией!» – это девиз сегодняшнего дня.

Немалую роль в развитии свободы в ис­пользовании цвета в искусстве и в окружающем мире сыграло возрастание эмоциональной свободы в нашей жизни. Это привело к тому, что примерно за последние сто лет цвет освобо­дился от оков, как в искусстве, так и в жизни.

Особенно это по­чувствовалось в после­военное время (с пятидесятых годов про­шлого века), когда цвет начал максимально ис­пользо­ваться в архитектуре, внут­реннем убранстве, одежде. В годы второй мировой войны преобладали мрачные темные тона военной формы. Это привело к своеобразному цветовому взрыву в послевоенные годы с обилием розового и ярко-лило­вого, в которых нашли свое отражение мечты и устремления людей, переживших войну и все ужасы этого периода.

В шестидесятые годы (годы «зо­лотого века пластмасс и химических красок») сексуальная революция и социальные потрясения вызвали к жизни пеструю и зачастую противоречивую гамму оттенков. Например, ярко-розовый и не­оновый оранжевый цвета часто использовались в равной пропорции, что приво­дило к «революционным» результатам. Равное количество столь ярких, кричащих тонов приводило к утомлению.

Приход семидесятых годов характеризуется состоянием пресыщения цветом. Маят­ник моды на цвет начинает обратное движение. В это время в моде коричневые и золотистые оттенки. Лишь под конец десятилетия, с появлением стиля «диско» вновь просыпается интерес к ярким, живым и энергичным цветам, перекликаю­щимся со вспышками стробоскопа на дискотеках. Настала эпоха, когда можно было носить юбки любой длины, смело надевать цветной галстук с пе­строй рубашкой, экспериментировать с новыми цветовыми сочета­ниями, которые годами считались запретными или безвкусными. Люди стали более открытыми, отношение к одежде более спокойным. Естественно, что все это повлияло и на отношение к цвету.

Восьмидесятые годы обозначили начало информационной революции, и подход к использованию цвета стал иным. Для этого времени характерны насы­щенные пастельные тона. В моду стала входить элегантность, облаченная в чер­ное. Даже в производстве упаковки продуктов питания и парфюмерии стал появ­ляться модный черный цвет, правда, часто в сочетании с другими яркими и насы­щенными цветами.

Спад девяностых спровоцировал пересмотр цветовой гаммы в сто­рону упрощения. Цвета стали скромнее и темнее. «Зеленые» становятся междуна­родным движением. Вслед за этим дизайнеры и колористы начинают использо­вать разные оттенки зеленого цвета – от травянистого до зелено-синего. Наряду с этим в моду входят природные красные тона, теплые желтые, золотистые и насы­щенные коричневые, спровоцированные страстью к кофе. К середине девяностых наме­чается оживление мировой экономики и то же происходит с модой на цвет. Ди­зайнеры заворожены насыщенными искусственными цветами, рожденными в недрах компьютерных мониторов. Доступность самой разнообразной цветовой информации со всего света позволяет создавать экзотические цветовые сочета­ния. Потребитель более открыто реагирует на цвет на эмоциональном уровне, он начинает понимать, что цветовая гамма, соответствующая выбранному стилю жизни, позволяет достичь более высокого уровня комфорта.

Со времени, по выражению Роберта Тейлора, «почти истерической любви к цвету», он стал использо­ваться более разумно и уверенно, за последние годы зна­чительно возросло понимание цвета и его ос­мысление. Появляются и широко используются термины, не известные ранее: цветовая среда, цветовое проектиро­вание, экология цвета, цветовое засоре­ние, цветовой голод, цветовой кли­мат, цвето­вая культура, цветовая коммуникация и цветовой ме­неджмент, управление цветом, язык цвета и т.п. и т.д.

Как сказал на одном из конгрессов по цвету известнейший цветопсихолог Генрих Фрилинг «… главное, это не увеличение научных исследований в об­ласти цвета, а осмысление и переосмысление всего человеческого опыта в вос­приятии и по­знании цвета и новый взгляд на самого человека, познающего свое мироощуще­ние и самого себя».

Проявляющийся издавна интерес к чисто научным аспектам цвета в по­следние полвека сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В различных странах существуют ин­ституты цвета, центры цвета, цве­товые комитеты, группы, общества - организа­ции, носящие различ­ные наиме­нования, но преследующие одну цель - объеди­нение национальных работ в области цвета, расширение знании о нём, центра­лизацию и распро­странение информации. Они призваны способствовать более глубокому изу­чению цвета, помочь потребителю лучше разбираться в цвете и целесообраз­нее его исполь­зовать.

В июне 1967 г. в Вашингтоне была основана международная ассоциация цвета - «International Color Association» (AIC). Цель ассоциации - оказать со­действие и координировать исследовательские работы в области колори­метрии по всем её аспектам и поощрять использование знаний, полученных в резуль­тате исследований для решения проблем в области науки, искусства и промыш­ленности на международной основе. Начиная с 1969 года (Стокгольм, Швеция) раз в четыре года проходят конгрессы AIC, на которых обсуждаются проблемы и результаты исследований в различных областях науки о цвете: цветовое зрение, оценка качества изображений, новые формулы расчета цветовых различий, искус­ство и цвет, цвет и психология, обучение цвету, экологическое цветовое проек­тиро­вание и т.д.). Роль психологических исследований в области цвета, например, не ограничивается только его эмоциональным воздействием, а охватывается намного шире (психоло­гия восприятия, цветовая классификация, цветовая диагностика и цве­тотера­пия, цвет в эргономике и т.п.).

Рассматриваются вопросы, связан­ных с ис­пользованием новых технологий для цветового обучения: как будет разви­ваться это направление, не станут ли сегодняшние знания бесполезными, не заменит ли персональный компьютер традиционные методы и материалы (типа цветовых образцов, акварельных красок, гуаши), как цветовое образование может повысить инте­рес к цвету, цветовому проектированию и исследованиям в области и т.д.

В художественном образовании сегодня увеличивается интерес к цифро­вому миру. Это способствует передаче старых и новых знаний с по­мощью но­вых информационных технологий. Подчеркивается значение науки о цвете, охва­тывающей все знания о цвете, которые могут быть полезными при цветовом проектиро­вании. «Удачный цветовой проект зависит от знаний в этой области так же, как от способностей проектировщика и его опыта. Знания могут пролить свет на аспекты цвета, которые вызывают вопросы при проектировании». Тематика таких международных конгрессов показывает, насколько значи­телен интерес к цвету во всем мире.

Интерес к цвету не чисто альтруистический Цветовое оформление – один из главных факторов, влияющих на популяр­ность товара. Цвет является одной из составляющих успеха продукта. Каким же образом дизайнеры узнают, какой именно цвет станет хитом сезона?

Культуре цвета присущи колебания и мода на ту или иную группу цветов держится около десятилетия. Среди факторов, опреде­ляющих "стильные" цвета – состояние экономики, уровень развития промыш­ленности и деятельность колористов и дизайнеров. Предсказание цветовых тенденций – это и наука, и искусство. Новые цвета появляются в результате усилий профессиональных колори­стов и дизайнеров, стремящихся понять, что будут покупать люди в будущем сезоне. Как в Европе, так и в США существует множество фирм, исследующих цветовые колебания на рынке товаров и делающих прогнозы на будущее. Неко­торые из них специализируются на определенных отраслях, другие дают более широкие прогнозы. Это профессиональные организации, консультирующие крупные и мелкие фирмы. Многие производители направляют своих сотрудни­ков на семинары, встречи и другие мероприятия, проводимые подобными орга­низациями.

С 1962 года лидирующей среди таких организаций является ассоциация «Color Marketing Group» (CMG) [58], находящаяся в городе Александрия, штат Вирджи­ния, США. Она объединяет профессиональных колористов, дизайнеров и пред­ставителей промышленности со всего мира (более 1200 членов из 400 отраслей промышленности 20 стран), которые прогнозируют мировые тенденции цвето­вого дизайна на ближайшие год-три. Дважды в год собираются конференции, где делают попытки предсказать, какие цвета будут самыми «продаваемыми» на рынке будущего. Дизайнерам приходится не проектировать будущее, а ско­рее угадывать его. Экспер­ты не выдумывают новые цве­товые решения. Они вни­мательно ана­лизируют тен­ден­ции, едва замет­ные, но уже существующие в обществе и дают рекомендации по «цвету для всего», от краски и мебели до ав­томобилей и ковров. Их цель - определить привлекательные для людей цвета, вне зависимости от собственных пристрастий.

Такие ведущие фирмы, как NCS, RAL и PANTONE, выпускающие атласы и каталоги цветов, которые превратились в международные нормы цвета материалов, в своих линейках продуктов также дают рекомендации и прогнозы по модным цветам на ближайшие год-два. Пример, продукт RAL: RAL Colour Feeling: «RAL: ощущение цвета 10/11», предназначенный для дизайнеров, архитекторов, оформителей интерьеров и художников []. Справочник для дизайнеров составлен специалистами компании RAL в сотрудничестве с дизайн-бюро Global Color Research (Великобритания). Состоит из альбома, CD диска и цветового веера. В справочнике подобраны самые модные цветовые тенденции 2009/2010 года, объединяющие 32 цвета с набором сочетающихся цветов и оттенков из всех коллекций RAL, которые будут оказывать влияние на дизайн в промышленности и архитектуре в 2010 и 2011 гг. Тенденции»Совершенная сила», «Морской рассвет», «Роскошь востока», «Новый блок». В каждом – сочетания восьми цветов. В «Новом блоке» – палитра натуральных цветов для интерьерных и фасадных красок. На CD-диске программа Color Designer дает доступ к 2 325 цветам RAL.

Коллекция на CD позволяет использовать цвета в наиболее популярных графических программах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: