«Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым» Йоханнес Иттен
«Люди в общем и целом испытывают большую радость от цветов» И.-В. Гете
Что такое цвет для всех нас? Это - окружающий нас мир. Все, что мы видим именно таким, мы видим благодаря цвету. С детства мы узнаем, что трава зеленая, небо синее, солнце желтое, а кровь и огонь красные. В детстве цвет является более определяющим признаком сходства предметов, нежели форма. Когда мы становимся старше, мы восхищаемся закатным небом, осенней листвой, мы начинаем понимать, что любим одни цвета и не терпим другие, у нас появляются свои цветовые предпочтения и, выбирая себе одежду, посуду, обои или занавески, наибольшее значение мы придаем цвету, а не другим свойствам материала. Цвет, а не форма, более связан с эмоциями и то, как мы относимся к тому или другому цвету, очень много говорит о нашем характере (тесты Люшера).
Основная направленность цвета – давать информацию о предметах и их качестве. Цвет облегчает визуальную обработку информации. Цвет служит средством идентификации, коммуникации (общения) и усиления качества жизни.
Цвет является формой естественного языка, с помощью которого народы выражают философские, эстетические и религиозные доктрины. Эта информация важна для более глубокого понимания произведений искусства, которые отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи.
Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета.
С истоков культуры человек использовал цвет как орудие создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Он стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние. Влияние цвета на физическое состояние и сознание важно для тех, кто профессионально использует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на человеческое сознание. «Великие колористы были, подобно Делакруа, убеждены, что «цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают» [18].
Цвет помогает торговать. Цвет – это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.
В настоящее время назначение основной направленности цвета – давать информацию о предметах и их качествах снижается и увеличивается значение цвета в эстетическом плане. Специалисты по цвету считают, что цвет добавляет ценность качеству жизни даже в экстремальных условиях.
Приходу цвета в нашу жизнь способствовали техническая революция, урбанизация, производство дешевых синтетических красителей, дающих самые разнообразные оттенки, широкое использование искусственного освещения, развитие цветной фотографии, компьютерных технологий.
Если в начале прошлого века Генри Форд мог представить покупателю свою последнюю модель лимузина «любого цвета, при условии, что он черный», число цветовых оттенков автомобильных красок к концу прошлого века превышало 20.000 Из года в год к ним добавляется несколько сотен новых цветовых оттенков. «Банки цветов» отдельных фирм содержат тысячи цветов, на каждый из которых имеется отработанная рецептура с использованием технологии и материалов данной фирмы. В своем большинстве это цвета атласов или каталогов, являющихся стандартом фирмы, отрасли, страны, или международным стандартом. Использование таких цветов позволяет соблюдать единство определенного стандартного цвета вне зависимости от времени и места изготовления (и изготовителя).
В течение нескольких последних лет требования к разнообразию цвета выросли как никогда. Именно благодаря магическому эффекту цвета рождаются новые продукты, эмоции и новые направления. Цвет позволяет дизайнерам, архитекторам и потребителям выражать свою фантазию и творчество в полной мере. «Не ограничивайте себя в цвете, пусть он станет вашей стратегией!» – это девиз сегодняшнего дня.
Немалую роль в развитии свободы в использовании цвета в искусстве и в окружающем мире сыграло возрастание эмоциональной свободы в нашей жизни. Это привело к тому, что примерно за последние сто лет цвет освободился от оков, как в искусстве, так и в жизни.
Особенно это почувствовалось в послевоенное время (с пятидесятых годов прошлого века), когда цвет начал максимально использоваться в архитектуре, внутреннем убранстве, одежде. В годы второй мировой войны преобладали мрачные темные тона военной формы. Это привело к своеобразному цветовому взрыву в послевоенные годы с обилием розового и ярко-лилового, в которых нашли свое отражение мечты и устремления людей, переживших войну и все ужасы этого периода.
В шестидесятые годы (годы «золотого века пластмасс и химических красок») сексуальная революция и социальные потрясения вызвали к жизни пеструю и зачастую противоречивую гамму оттенков. Например, ярко-розовый и неоновый оранжевый цвета часто использовались в равной пропорции, что приводило к «революционным» результатам. Равное количество столь ярких, кричащих тонов приводило к утомлению.
Приход семидесятых годов характеризуется состоянием пресыщения цветом. Маятник моды на цвет начинает обратное движение. В это время в моде коричневые и золотистые оттенки. Лишь под конец десятилетия, с появлением стиля «диско» вновь просыпается интерес к ярким, живым и энергичным цветам, перекликающимся со вспышками стробоскопа на дискотеках. Настала эпоха, когда можно было носить юбки любой длины, смело надевать цветной галстук с пестрой рубашкой, экспериментировать с новыми цветовыми сочетаниями, которые годами считались запретными или безвкусными. Люди стали более открытыми, отношение к одежде более спокойным. Естественно, что все это повлияло и на отношение к цвету.
Восьмидесятые годы обозначили начало информационной революции, и подход к использованию цвета стал иным. Для этого времени характерны насыщенные пастельные тона. В моду стала входить элегантность, облаченная в черное. Даже в производстве упаковки продуктов питания и парфюмерии стал появляться модный черный цвет, правда, часто в сочетании с другими яркими и насыщенными цветами.
Спад девяностых спровоцировал пересмотр цветовой гаммы в сторону упрощения. Цвета стали скромнее и темнее. «Зеленые» становятся международным движением. Вслед за этим дизайнеры и колористы начинают использовать разные оттенки зеленого цвета – от травянистого до зелено-синего. Наряду с этим в моду входят природные красные тона, теплые желтые, золотистые и насыщенные коричневые, спровоцированные страстью к кофе. К середине девяностых намечается оживление мировой экономики и то же происходит с модой на цвет. Дизайнеры заворожены насыщенными искусственными цветами, рожденными в недрах компьютерных мониторов. Доступность самой разнообразной цветовой информации со всего света позволяет создавать экзотические цветовые сочетания. Потребитель более открыто реагирует на цвет на эмоциональном уровне, он начинает понимать, что цветовая гамма, соответствующая выбранному стилю жизни, позволяет достичь более высокого уровня комфорта.
Со времени, по выражению Роберта Тейлора, «почти истерической любви к цвету», он стал использоваться более разумно и уверенно, за последние годы значительно возросло понимание цвета и его осмысление. Появляются и широко используются термины, не известные ранее: цветовая среда, цветовое проектирование, экология цвета, цветовое засорение, цветовой голод, цветовой климат, цветовая культура, цветовая коммуникация и цветовой менеджмент, управление цветом, язык цвета и т.п. и т.д.
Как сказал на одном из конгрессов по цвету известнейший цветопсихолог Генрих Фрилинг «… главное, это не увеличение научных исследований в области цвета, а осмысление и переосмысление всего человеческого опыта в восприятии и познании цвета и новый взгляд на самого человека, познающего свое мироощущение и самого себя».
Проявляющийся издавна интерес к чисто научным аспектам цвета в последние полвека сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В различных странах существуют институты цвета, центры цвета, цветовые комитеты, группы, общества - организации, носящие различные наименования, но преследующие одну цель - объединение национальных работ в области цвета, расширение знании о нём, централизацию и распространение информации. Они призваны способствовать более глубокому изучению цвета, помочь потребителю лучше разбираться в цвете и целесообразнее его использовать.
В июне 1967 г. в Вашингтоне была основана международная ассоциация цвета - «International Color Association» (AIC). Цель ассоциации - оказать содействие и координировать исследовательские работы в области колориметрии по всем её аспектам и поощрять использование знаний, полученных в результате исследований для решения проблем в области науки, искусства и промышленности на международной основе. Начиная с 1969 года (Стокгольм, Швеция) раз в четыре года проходят конгрессы AIC, на которых обсуждаются проблемы и результаты исследований в различных областях науки о цвете: цветовое зрение, оценка качества изображений, новые формулы расчета цветовых различий, искусство и цвет, цвет и психология, обучение цвету, экологическое цветовое проектирование и т.д.). Роль психологических исследований в области цвета, например, не ограничивается только его эмоциональным воздействием, а охватывается намного шире (психология восприятия, цветовая классификация, цветовая диагностика и цветотерапия, цвет в эргономике и т.п.).
Рассматриваются вопросы, связанных с использованием новых технологий для цветового обучения: как будет развиваться это направление, не станут ли сегодняшние знания бесполезными, не заменит ли персональный компьютер традиционные методы и материалы (типа цветовых образцов, акварельных красок, гуаши), как цветовое образование может повысить интерес к цвету, цветовому проектированию и исследованиям в области и т.д.
В художественном образовании сегодня увеличивается интерес к цифровому миру. Это способствует передаче старых и новых знаний с помощью новых информационных технологий. Подчеркивается значение науки о цвете, охватывающей все знания о цвете, которые могут быть полезными при цветовом проектировании. «Удачный цветовой проект зависит от знаний в этой области так же, как от способностей проектировщика и его опыта. Знания могут пролить свет на аспекты цвета, которые вызывают вопросы при проектировании». Тематика таких международных конгрессов показывает, насколько значителен интерес к цвету во всем мире.
Интерес к цвету не чисто альтруистический Цветовое оформление – один из главных факторов, влияющих на популярность товара. Цвет является одной из составляющих успеха продукта. Каким же образом дизайнеры узнают, какой именно цвет станет хитом сезона?
Культуре цвета присущи колебания и мода на ту или иную группу цветов держится около десятилетия. Среди факторов, определяющих "стильные" цвета – состояние экономики, уровень развития промышленности и деятельность колористов и дизайнеров. Предсказание цветовых тенденций – это и наука, и искусство. Новые цвета появляются в результате усилий профессиональных колористов и дизайнеров, стремящихся понять, что будут покупать люди в будущем сезоне. Как в Европе, так и в США существует множество фирм, исследующих цветовые колебания на рынке товаров и делающих прогнозы на будущее. Некоторые из них специализируются на определенных отраслях, другие дают более широкие прогнозы. Это профессиональные организации, консультирующие крупные и мелкие фирмы. Многие производители направляют своих сотрудников на семинары, встречи и другие мероприятия, проводимые подобными организациями.
С 1962 года лидирующей среди таких организаций является ассоциация «Color Marketing Group» (CMG) [58], находящаяся в городе Александрия, штат Вирджиния, США. Она объединяет профессиональных колористов, дизайнеров и представителей промышленности со всего мира (более 1200 членов из 400 отраслей промышленности 20 стран), которые прогнозируют мировые тенденции цветового дизайна на ближайшие год-три. Дважды в год собираются конференции, где делают попытки предсказать, какие цвета будут самыми «продаваемыми» на рынке будущего. Дизайнерам приходится не проектировать будущее, а скорее угадывать его. Эксперты не выдумывают новые цветовые решения. Они внимательно анализируют тенденции, едва заметные, но уже существующие в обществе и дают рекомендации по «цвету для всего», от краски и мебели до автомобилей и ковров. Их цель - определить привлекательные для людей цвета, вне зависимости от собственных пристрастий.
Такие ведущие фирмы, как NCS, RAL и PANTONE, выпускающие атласы и каталоги цветов, которые превратились в международные нормы цвета материалов, в своих линейках продуктов также дают рекомендации и прогнозы по модным цветам на ближайшие год-два. Пример, продукт RAL: RAL Colour Feeling: «RAL: ощущение цвета 10/11», предназначенный для дизайнеров, архитекторов, оформителей интерьеров и художников []. Справочник для дизайнеров составлен специалистами компании RAL в сотрудничестве с дизайн-бюро Global Color Research (Великобритания). Состоит из альбома, CD диска и цветового веера. В справочнике подобраны самые модные цветовые тенденции 2009/2010 года, объединяющие 32 цвета с набором сочетающихся цветов и оттенков из всех коллекций RAL, которые будут оказывать влияние на дизайн в промышленности и архитектуре в 2010 и 2011 гг. Тенденции»Совершенная сила», «Морской рассвет», «Роскошь востока», «Новый блок». В каждом – сочетания восьми цветов. В «Новом блоке» – палитра натуральных цветов для интерьерных и фасадных красок. На CD-диске программа Color Designer дает доступ к 2 325 цветам RAL.
Коллекция на CD позволяет использовать цвета в наиболее популярных графических программах.