Понятие рыночной структуры и ее типы

Конкуренция и ее виды.

Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция выполняет следующие функции:

¨регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);

¨размещения ресурсов (аллокация) (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);

¨инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);

¨распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства; главный критерий распределения – эффективность и качество экономических ресурсов).

Конкуренция бывает:

Внутриотраслевая – соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.

Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.

По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок), ценовая диверсификация.

Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции – реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции одно, а свойства различны в зависимости от потребностей различных групп потребителей).

С точки зрения типов соперничества выделяют: совершенную конкуренцию (ни одна из фирм отрасли не в состоянии влиять на рыночные параметры) и несовершенную конкуренцию (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). К несовершенной конкуренции относят: чистую монополию; олигополию; монополистическую конкуренцию.

Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара: изменять цену производимого товара, общий объем предложения или спроса. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем более конкурентным считается рынок.

Во всех типах рынка предполагается, что компании стремятся получить максимальную прибыль (MR=MC)., т.е. максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.

Типы рынков
Таблица 4. Характерные черты основных типов рыночных структур

Критерии

Чистая конкуренция Монополистическая концепция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартный, однородный Дифференцированная продукция Стандартная или дифферинцир. Уникальный
Контроль над ценой Нет Незначительный. Ограниченный или значительный Значительный
Условия входа Нет барьеров Незначительные барьеры Существенные Вход блокирован
Неценовая конкуренция Нет Есть Типична Типична

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: