Транспортная ориентация

Выделяются два вида материалов: убиквитеты – материалы повсеместного размещения: локализованные материалы – сырье, местоположение которого строго локализовано.

Важно различать два случая.

1) Исходный материал практически полностью входит при переработке в состав готовой продукции. Такие материалы называются чистыми.

2) Исходный материал дает при переработке большие объемы отходов, не используемых в основном производстве. Такие материалы называются грубыми.

Для понимания методики расчета затрат в теорию введены понятия «склад» и «штандортная фигура».

Склад – место добычи полезных ископаемых.

Для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить географическую фигуру, образованную расположением «» складов и потребительским местом. Это сочетание и есть штандортная фигура.

Для поиска оптимального по транспортным издержкам штандорта следует учесть соотношения издержек на потребляемые локализованные материалы и на отправляемые к месту потребления готовые продукты. Отношение веса локализованных материалов к весу продукта называется материальным индексом. Общий вес грузов, перевозимых от материальных складов к месту производства и от этого места к месту потребления товаров называется штандортным весом.

Выводы.

1. При использовании одного или нескольких убиквитетов – материалов повсеместного распространения – производство ориентируется на места потребления.

2. При использовании одного чистого локализованного материала штандорт может находиться в любом месте между материальным складом и местом потребления. При использовании локализованного материала и убиквитета штандорт стремится к месту потребления.

3. Наиболее часто встречающиеся случаи, когда использование грубых локализованных материалов, теряющих большую часть при переработке, идет в сочетании с убиквитетами, ведут к двум вариантам размещения:

а) использование одного грубого материала ведет к совпадению места производства с материальным складом;

б) при использовании сочетания грубого материала с убиквитетом штандорт будет оставаться в месте материального склада при условии, что материальный индекс больше 1, и будет перемещаться к месту потребления, если материальный индекс будет менее 1.

Ориентация на трудовые ресурсы. Места, где по уровню заработной платы и производительности труда имеются самые низкие издержки на рабочую силу, называются рабочими пунктами.

В графической форме это выражается с помощью изодапан – замкнутых кривых линий, соединяющих точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек.

Ту изодапану, где отклонения от минимальных транспортных издержек равны экономии на издержках на рабочую силу, Вебер назвал критической изодапаной. Величина экономии на рабочих издержках зависит от

1) абсолютной величины издержек на рабочую силу в пересчете на единицу продукции,

2) доли (в процентах) сокращения этих издержек в рабочем пункте по сравнению с пунктами минимальных транспортных издержек.

В итоге, отношение размера издержек на рабочую силу к штандортному весу представляет собой численный показатель ориентации на трудовые ресурсы и называется рабочим коэффициентом.

Агломерация есть скопление, или сосредоточение промышленного производства в каком-либо месте, вытекающее из общественной природы производства. Может быть 2 вида скопления: простое расширение и укрупнение производственных единиц.

Относя выгоды агломерации к количеству общей производственной массы (суммарному весу произведенной в агломерации продукции), мы получим возможность расчета степени воздействия агломерации и ее соизмерения с выгодами транспортной ориентации и ориентации на рабочую силу. Величина экономии от агломерации, рассчитанная на единицу продукции, называется индексом экономии от агломерации.

Экономия от агломерации ведет к отклонению пунктов размещения производства от пунктов транспортных минимумов и рабочих пунктов в тех случаях, когда эта экономия покрывает дополнительные издержки на транспорт и рабочую силу, возросшие вследствие перемещения промышленности в пункты агломерации.

Относя уровень издержек на труд, а также расходы на основной капитал (здания, машины, оборудование) к единице продукции, Вебер ввел понятие индекс стоимости формирования.

Поскольку наряду со стоимостью формирования полностью сохраняется значение штандортного веса, постольку для совместного учета обоих показателей введен коэффициент формирования, рассчитанный как отношение стоимости формирования к количеству перевозимого груза в штандортной фигуре. Уточняет первоначальный вывод: производства с высоким коэффициентом формирования обладают сильной способностью к агломерированию производства, с низким коэффициентом – характеризуются слабой способностью к агломерации.

Высокие значения коэффициента формирования непосредственно зависят от преобладания высоких значений рабочего коэффициента, что ведет к сильной агломерации с ее ориентацией на рабочие пункты.

3.1.4. Размещение сферы услуг и потребления – теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша

Анализ реальной системы расселения в Южной Германии позволил В. Кристаллеру перейти от эмпирических рассуждений к построению дедуктивной теории. Ее первое изложение появилось в знаменитой книге – докторской диссертации «Центральные места Южной Германии» (1933). В Кристаллер, ученик А. Вебера, стал продолжателем теории размещения.

Центральное место – синоним поселения любого размера, чаще всего города различной людности, который служит центром всему населению данного района, обеспечивая его центральными товарами, например, автомобилями, и центральными услугами, например, медицинским обслуживанием. Центральные места неодинаковы по своему значению: центры более высокого ранга обладают более широким набором товаров и услуг; центры более низкого ранга имеют меньший набор товаров и услуг, к тому же обеспечиваемых частично за счет центрального места более высокого ранга. Территории, обслуживаемые центральными местами, называются дополняющими районами.

Для расчета показателя центральности в конкретных условиях Германии 20-х гг. Кристаллер отобрал один, репрезентативный показатель, отражающий широту спектра услуг, оказываемых данным городом как центральным местом в изучаемой системе расселения. Этим показателем стало число междугородних телефонных разговоров; центральность города равнялась общему числу зарегистрированных в нем телефонов минус людность города, умноженная на среднее число телефонов, приходящееся на одного жителя в дополняющем районе.

Гомель 200-500*0,3=50

Брест 100-200*0,3=40

Минск 1300-1700*0,5=450

Добруш 15-30*0,2=9

Калинковичи 10-25*0,2=5

Кореличи 1-3*0,1=0,7

Приняв геометрическую окружность, центр которой совпадает с данным центральным местом, как оптимальную форму для дополняющего района, Кристаллер показал, что группа центральных мест одного ранга будет иметь систему дополняющих районов, образующих правильную решетку. Однако в процессе формирования этих решеток круговые формы дополняющих районов оставят при сплошном заполнении территории «пустые» участки, либо зоны перекрытия двух соседних дополняющих районов. Поэтому оптимизация геометрических свойств решеток приведет к замене круговых форм шестиугольниками – гексагональными структурами.

А. Леш «Пространственный порядок хозяйства» (1940). В его книге дано более строгое объяснение формирования рыночных зон и иерархий, расширена сфера применения теории на любые виды производства, а не только сферу услуг, предложены новые принципы построения экономического ландшафта с учетом агломерационных эффектов.

А. Леш исходил из того, что есть чисто экономические причины дифференциации человеческой деятельности на поверхности Земли, даже если абстрагироваться от географических и исторических различий от места к месту. Этих основных причин три: транспортные издержки, экономия от масштаба и потребности сельского хозяйства. При действии «экономии масштаба» и отсутствии транспортных издержек все производство концентрировалось бы в одном или немногих местах на заводах оптимальных размеров, размещенных случайным образом. При наличии транспортных издержек и отсутствии экономии масштаба производство могло бы вестись в малых размерах в любом месте. При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды продукции – промышленность и сфера услуг – будут размещаться в местах, между которыми произойдет определенное разделение рынков сбыта, что приведет к пространственной дифференциации территории. Для формализации отношений между факторами введены новые понятия – ценовые воронки и конусы спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: