Методические принципы физического воспитания
1. Принцип сознательности и активности – заключается в формировании у занимающихся сознательного отношения к учебному процессу (знать для чего, с какой целью они выполняют упражнение) и самостоятельности в оценке своих двигательных действий. В повышении активности немалую роль играет и личность педагога. Если он всегда бодр, инициативен, то это будет вызывать у них активность, рабочее настроение.
2. Принцип наглядности – решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы).
3. Принцип доступности и индивидуализации – необходимость учета возраста, пола, уровня подготовленности, физических и психических особенностей. Соблюдение этого принципа – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
4. Принцип систематичности. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов – повторение старого материала и разучивание нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия. Систематичность в физическом воспитании означает также регулярность занятий и правильное чередование отдыха (1-2 дня между занятиями).
|
|
5. Принцип прочности предполагает сознательное изучение и многократное повторение освоенного материала. Это позволяет сохранить достигнутый уровень развития физических качеств. Постоянное повышение требований к занимающимся (постановка перед ними новых задач).
В процессе обучения принципы взаимосвязаны, что обеспечивает успех обучения.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся для решения задач обучения. В процессе изучения двигательных действий используют 3 группы методов: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы – с помощью слова ставятся задачи, активизируется восприятие, сообщаются знания, направляется поведение занимающихся, анализируется и оценивается их деятельность. Это такие методы, как рассказ, беседа, описание, разбор (при подведении итогов), команды, подсчет. Речь проводящего должна быть четкой и понятной.
Наглядные методы:
I. Показ двигательного действия – должен соответствовать требованиям:
А) сочетаться с объяснением;
Б) соответствовать задачам объяснения.
В) зеркальный показ лучше использовать преимущественно в ОРУ.
II. Демонстрация наглядных пособий – плакаты, рисунки, фильмы.
III. Звуковая и цветовая сигнализация – создает слуховые и зрительные ориентиры для начала и окончания действия (флажки на дорожке), задают темп, ритм движений, амплитуду.
|
|
Практические методы:
I. Метод разучивания в целом – применяется для разучивания сравнительно простого действия, и когда у занимающихся высокий уровень подготовленности.
II. Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Разучивают действия посредством подводящих упражнений. Не заменим при изучении координационно сложных упражнений.
III. Игровой метод.
IV. Соревновательный – применяется при совершенствовании упражнений, когда необходимы и допустимы предельные усилия