Целью нормирования труда руководителей и специалистов является устранение нерациональных элементов трудового процесса, а следовательно, повышение эффективности управленческого труда.
Задачи нормирования труда:
- расчет и планирование численности руководителей, специалистов и служащих в целом по предприятию, по отдельным функциям управления и структурным подразделениям;
- формирование подразделений оптимального размера; распределение работ между исполнителями;
В зависимости от характера выполнения функций, руководителей, специалистов и служащих можно условно, для целей нормирования, разделить на следующие группы:
- линейные руководители и руководители функциональных подразделений, осуществляющих общее руководство трудовым коллективом;
- специалисты, осуществляющие экономические функции (технико-экономическое планирование, организацию производства и труда; бухгалтерского учета, материально-технического обеспечения, сбыта, финансовой деятельности);
- специалисты, осуществляющие инженерно-техническое обеспечение производства;
- служащие, запятые делопроизводством, информационным и хозяйственным обслуживанием производства.
Сложность нормирования управленческого труда обусловлена его специфическими особенностями: разнообразием функций управления и видов работ в пределах одной функции, опосредованной связью (через труд других людей) с конечными результатами функционирования организации, интеллектуальным и творческим характером. Все это не позволяет создать какие-либо универсальные нормы затрат труда, пригодные для всех функций и видов управленческих работ. В связи с этим подход к нормированию управленческого труда должен быть дифференцированным.
|
|
С учетом специфики труда руководителей и специалистов выделяют следующие нормы.
Нормы времени – это время, необходимое для выполнения определенной управленческой функции в конкретных условиях производства. Нормы времени измеряются в человеко-часах. На их основе устанавливаются дневные, месячные и годовые.
Нормированные задания – объем работ, который должен выполнить специалист (группа специалистов) за определенный период времени с соблюдением установленных требований к качеству труда.
Нормы времени и нормированные задания позволяют определять численность групп специалистов и отдельных работников и рационально распределять объем работ между ними в соответствии с квалификацией и занимаемой должностью. В случае, когда нормы не могут быть установлены из-за нестабильности круга обязанностей и содержания функций управления, а также отсутствия строгого регламента и технологии выполнения, следует использовать нормы обслуживания, управления и численности.
|
|
Нормы обслуживания определяют максимальное количество земли, скота, техники, которое способен обслужить работник аппарата управления в установленное время. Нормы обслуживания применимы к специалистам сельскохозяйственной организации (агрономам, зоотехникам, ветврачам, инженерам и т. д.). На их основе устанавливают штат работников аппарата управления и численность специалистов. Действующие нормативы требуют систематического уточнения и обоснования.
Нормы численности – это число работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения организационно-производственных управленческих функций и работ.
Нормы управляемости – число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю, позволяющие наиболее эффективно выполнять управленческие функции в соответствующих организационно-технических условиях и при нормальной интенсивности труда.
Нормы управляемости определяются на основе изучения возможностей восприятия и переработки информации, физических возможностей человека, сложности управленческих работ. Норма управляемости для руководителя организации варьирует в зависимости от числа ступеней в структуре управления, характера взаимосвязей общехозяйственных и нижестоящих звеньев управления.
Принято считать нормальным закрепление за одним руководителем 5-7 главных специалистов; за главным специалистом – 4-8 специалистов и бригадиров; за бригадиром – 25- 45 непосредственных исполнителей.