ОТДЕЛЬНОЕ, ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ
Категории диалектики.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временные границы своего существования, т. е. как отдельное.
Категория отдельного отражает устойчивость конкретных форм существования бытия, их 1) относительную самостоятельность и обособленность; 2) пространственную раздельность; 3) временные границы. Например: Эта вещь. Та вещь. Этот человек. Тот человек и т. д.
Ближайшее рассмотрение показывает, что отдельное представляет собой единство единичного, особенного и общего.
Единичное — это неповторимые черты, качества и свойства отдельного, отличающие его среди других вещей и явлений. Единичное в этом смысле есть нечто исключительное или исключающее всякое другое. Каждый человек как личность неповторим, то есть явление исключительное, уникальное. Точно также неповторима, индивидуальна и его жизнь. Следовательно, всякое отдельное есть единичное, индивидуальное, неповторимое.
Однако опыт убеждает нас и в другом: наряду с единичным существует и общее.
Общее — это повторяющееся в другом отдельном, в других вещах и явлениях черты, качества и свойства. Например: этот человек по имени Петр и тот человек по имени Павел суть нечто отдельное и неповторимое, потому что Павел — это Павел (единичное), а Петр — это Петр (единичное). Но Петр такой же человек, как Павел, и человеческие качества есть то, что присуще им обоим (общее).
Отдельное содержит в себе и единичное, и общее. Но и единичное, и общее не есть отдельное, т. е. не обладают самостоятельным независимым от вещей и явлений существованием. Например: “дом вообще”, или “дом как таковой” не обладает самостоятельным бытием как некий “вот этот” отдельно стоящий дом.
Тогда как любой реально существующий и чувственно воспринимаемый дом (“этот дом”) — существует самостоятельно, как данное определенное чувственно воспринимаемое бытие, в данное время, в данном месте.
Наряду с единичным и общим всякое отдельное заключает в себе особенное.
Особенное есть то, что отличает данное отдельное от другого отдельного. Этот человек все же не тот человек. Это единичное в качестве человека не есть то единичное, хотя и то, и другое — человек, но и то, и другое содержит в себе нечто общее, но само это общее, будучи -присуще разным индивидам, по своей форме есть то, чем они отличаются друг от друга, т. е. особенное. Человек Павел отличается от человека по имени Петр. То, в чем Павел и Петр абсолютно различны, в чем они неповторимы, индивидуальны, — есть единичное. Однако общее (т. е. человеческая сущность Павла и Петра) “распределено” между различными индивидами. Это общее, имеющее форму индивидуального существования (т. е. “человеческое вообще” в человеке по имени Павел и в человеке по имени Петр) есть тоже нечто неповторимое, отличающее их, т. е. особенное.
Особенное есть то, что отличает сравниваемые вещи и явления, общее есть то, что указывает на их сходство. Поэтому всякое единичное есть особенное. Единичное всегда выступает в роли особенного. Общее в одних отношениях выступает как общее, а в других — как особенное, когда оно выражает некоторое отличие определенного класса вещей и явлений.
С точки зрения диалектики ни единичное, ни общее, ни особенное не обладают самостоятельным, независимым от вещей и явлений существованием. Но и то, и другое, и третье существуют реально в отдельном и через отдельное. [Для сравнения см.: Ответ на вопрос 19. Реализм и номинализм.]