Дискретно-детерминированные модели

Теория автоматов — это раздел теоретической кибернетики, в котором система представляется в виде устройства, перерабатывающего дискретную информацию и меняющего свои внутренние состояния лишь в допустимые моменты времени.

Конечный автомат ‑ автомат, у которого множество внутренних состояний и входных сигналов (а следовательно, и множество выходных сигналов) являются конечными множествами.


Абстрактный конечный автомат (Finite automata).

Автомат задаётся F- схемой:

F=< x, y, z, j, y, z0>,

где x,y, z- соответственно конечные множества входных, выходных сигналов (алфавитов) и конечное множество внутренних состояний (алфавита).

z0ÎZ - начальное состояние;

j(z,x) - функция переходов;

y(z,x) - функция выхода.


Автомат 1-ого рода (Мили)

В момент t, будучи в состоянии z(t), автомат способен воспринять сигнал x(t) и выдать сигнал y(t)=y[z(t),x(t)],

переходя в состояние

z(t+1)=j[x(t),z(t)],

z(t)ÎZ; y(t)ÎY; x(t)ÎX. t= 0, 1, …

Автомат 2-ого рода:

z(t+1)= j[x(t),z(t)], t=0,1,2

y(t)=y[z(t),x(t-1)], t=1,2,3

автомат Мура ‑ автомат, для которого

y(t)=y[z(t)], t=0,1,2,…


По числу состояний конечные автоматы бывают с памятью и без памяти.

Автоматы с памятью имеют более одного состояния, а автоматы без памяти (комбинационные или логические схемы) обладают лишь одним состоянием

Комбинационная схема ставит в соответствие каждому входному сигналу x(t) определённый выходной сигнал y(t), т.е. реализует логическую функцию вида:

y(t)=y[x(t)], t=0,1,2,…


Способы задания

Для задания F- автомата необходимо описать все элементы множества F=< x, z, y, j, y, z0>,

т.е. входной, внутренний и выходной алфавиты, а также функции переходов и выходов.

Для задания работы F- автоматов используются табличный, графический и матричный способ.


В табличном способе задания используется таблицы переходов и выходов, строки которых соответствуют входным сигналам автомата, а столбцы - его состояниям.

Таблица 1 (автомат Мили)

xj zk
z0 z1 zk
Переходы
x1 j(z0,x1) j(z1,x1) j(zk,x1)
xL j(z0 xL) j(z1, xL) j(zk, xL)
Выходы
x1 y(z0,x1) y(z1,x1) y(zk,x1)
xL y(z0, xL) y(z1, xL) y(zk, xL)

Таблица 2 (автомат Мура)

xj zk
z0 z1 zk
Переходы
x1 j(z0,x1) j(z1,x1) j(zk,x1)
xL j(z0 xL) j(z1, xL) j(zk, xL)
Выходы
  y(z0) y(z1) y(zk)

Граф автомата представляет собой набор вершин, соответствующих различным состояниям автомата и соединяющих вершин дуг графа, соответствующих тем или иным переходам автомата.

Графы автоматов Мили (а) и Мура (б).


Матричное задание конечного автомата.

При этом матрица соединений автомата есть квадратная матрица С=||сij||, строки которой соответствуют исходным состояниям, а столбцы — состояниям перехода. Элемент cij=xk/ys, стоящий на пересечении i-й строки и j-го столбца, в случае автомата Мили соответствует входному сигналу хk, вызывающему переход из состояния zi в состояние zj, и выходному сигналу ys, выдаваемому при этом переходе.

Для F-автомата Мура элемент сij равен входному сигналу хk, вызывающему переход из состояния zi в состояние zj, а выход описывается вектором выходов i- я компонента которого — выходной сигнал, отмечающий состояние zi.


С помощью F-схем описываются узлы и элементы ЭВМ, устройства контроля, регулирования и управления, системы временной и пространственной коммутации в технике обмена информацией.

o Пример 1. Триггерная ячейка

o Пример 2. модель управления часами с цифровой индикацией и 2-мя кнопками.

При разработке информационных систем для бизнес-приложений многие объекты, такие как банковский счет, заказ, поставка могут быть представлены конечным автоматом, с некоторым множеством состояний.

Например:

Входной алфавит - некоторый набор событий, который может произойти с объектом (счет может быть открыт, заблокирован, закрыт, переведен в другой банк и пр.)


Stateflow — пакет моделирования событийно-управляемых систем, основанный на теории конечных автоматов. Предназначен для использования вместе с пакетом моделирования динамических систем Simulink. (компонент системы математического моделирования MATLAB)

В любую Simulink-модель можно вставить Stateflow-диаграмму (SF-диаграмму), которая будет отражать поведение компонентов объекта (или системы) моделирования.

SF-диаграмма является анимационной. По ее выделяющимся цветом блокам и связям можно проследить все стадии работы моделируемой системы или устройства и поставить ее работу в зависимость от тех или иных событий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: