Понятие этничности

Лекция 3. Язык и этнос. Языковая ситуация

Качество информации

Возможность и эффективность использования информации для решения каких-то задач (и в конечном счете, достижения системой определенной цели) обусловливаются набором ее показателей качества.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного решаемым задачам отражения свойств объекта изучения или управления.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных.

Наряду с коэффициентом содержательности, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных.

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия решения набор показателей. Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой..

Доступность информации определяется согласованностью ее семантики с тезаурусом пользователя и формой ее представления, удобной для восприятия пользователем.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Говоря об этнической функции языка, мы констатируем две ее взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это функция консолидирующая, точнее этноконсолидирующая, т.е. объединяющая носителей одного языка в сообщество. И одновременно эта же функция отъединяет, отграничивает это +языковое и культурное сообщество от других аналогичных сообществ, т.е. язык выполняет и роль этнодифференцирующую.

Общность языка, наряду с общностью территории, экономической жизни, культуры и этническим самосознанием, является существенным признаком этноса. Конкретное языковое образование воспринимается как язык (а не как диалект или жаргон) только в том случае, если оно обслуживает отдельный народ и при этом весь данный народ.

Однако параллелизм и между этнической и языковой общностью существует не всегда. Иногда народ использует несколько языков. Например, Швейцария – государство швейцарской нации ‒ использует 4 языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Ирландия – английский и ирландский. Мордовская нация – 2 сильно различающихся финно-угорских языка – мокшанский и эрзянский.

Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Среди наиболее распространенных разговорных языков выделяются русский, украинский, белорусский и немецкий (индоевропейская семья), татарский и чувашский (алтайская), удмуртский и марийский (уральская языковая семья).

При разрешении территориальных споров, межэтнических конфликтов, изменении государственно-административного устройства определение этнического статуса некоторой общности людей (т.е. образует ли эта общность самостоятельный народ) не может зависеть от того, на каком языке говорят эти люди – отдельном или на языке соседей.

Термин «этничность» использовался в прошлом для обозначения коллектива, членство в котором определяется в терминах происхождения: считалось, что этничность получают от родителей. Концепция известного норвежского ученого Ф.Барта уточняет, что этничность – не неизменный набор культурных черт, которые нужно лишь перечислить для того, чтобы отнести человека к какой-либо этнической группе. Барт считает, что этничность определяется ситуативно, порождается в процессе социального распределения (обмена). Социальное распределение на границе между этносами может быть двух видов: 1) внутреннее определение как самоопределение своей этнической принадлежности, которое может быть как индивидуальным, так и коллективным; 2) внешнее определение, когда человек или группа людей определяют кого-то (отдельного человека или группу людей) как некую этническую группу.

Этничность, по Барту, является предметом договора: она обсуждается и определяется в диалоге между группой и ее окружением: самоопределение группы зависит не только от внутренних причин в пределах группы, но и от ее взаимоотношений с окружением.

В современной науке существуют три принципиально разных подхода к объяснению феномена этничности: примордиализм (от лат. primordial – изначальный) – этничность базируется на природном, исконном чувстве духовной близости людей; ситуационизм – индивид самоприписывается и одновременно его приписывают к определенной этнической группе в определенной ситуации, группа возникает через создание границ; конструктивизм – этничность создается в результате новаторского акта творческого воображения, создается элитой в своих интересах на основе изобретенных традиций, якобы имевших место.

В основе этих подходов лежат следующие идеи. Согласно идее изначальной этничности, этничность – врожденное свойство человеческой личности, фундаментальный, безусловный и неизменный аспект. Этничность не вытекает из социальных, экономических или иных отношений, а коренится в очень древних ощущениях родства.

Согласно идее инструментальной этничности, этническое самосознание – это артефакт, создаваемый индивидами или группами с целью объединения и/или для выполнения каких-то иных задач. Этничность в этом случае оказывается зависимой от социальных обстоятельств – внешних и внутренних, в которых оказался индивид. Этничность – это средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу, репертуарная роль, сознательно или неосознанно выбранная индивидом или группой.

Отдельная этническая группа, как правило, не существует сама по себе, в изоляции, или такое положение вещей встречается крайне редко. Она соседствует с другими этносами, находится с ними в отношениях дружбы или конфронтации, зависит от них, вынуждена считаться с ними и т.д. Этническая группа может стать частью бóльшей социальной единицы по разным причинам: это могут быть иммигранты; это может быть часть населения, которая оказалась в пределах какого-либо государства в результате изменения границ и т.п. Бурные исторические события – войны, захваты, создание и крушение государств, миграции населения, образование и распад империй – привели к тому, что практически все государства мира сегодня этнически разнообразны.

Границы этнической и языковой группы, как правило, не совпадают. В пределах одной этнической группы могут сосуществовать разные языковые варианты, и, наоборот, на одном языке могут говорить разные этнические группы. Например, на русском языке в Санкт-Петербурге говорят татары, евреи, украинцы и другие представители разных этнических групп, постоянно проживающие в этом городе. Русским языком как языком межнационального общения пользовались разные национальности бывшего Советского Союза. С другой стороны, этнические русские, проживающие в Петербурге, используют разные варианты русского национального языка, а этнические русские – постоянные жители, например, Франции – как известно, говорят по-французски, но многие из них сохраняют язык своей далекой родины.

При этом этничность – это только один из аспектов, одно из измерений более сложного понятия социальная идентичность, или самосознание, или самоотождествление. Социальная идентичность – это то, кем человек себя осознает (и то, кем его осознают другие), с кем он себя отождествляет и от кого отделяет в социальном плане. Кроме этничности, она включает и другие аспекты, такие как пол, возраст, поколение, социальный класс, место жительства, профессия, уровень образования и т.д.

Для прояснения соотношения между языками, языковыми вариантами и этническими группами существенно понятие национальности и нации. Считается, что нация – это социокультурная единица, которая развилась и вышла за пределы первоначальных локальных самоопределившихся единиц, за пределы локальных проблем и внутренних связей. В этом случае национальность и этничность можно воспринимать как крайние точки шкалы: этничность принципиально то же, что и национальность, но на более простом, низком, локальном, практическом уровне.

Для этноса характерна общность важнейших составляющих социальной жизни: 1)общность территории; 2)единая социально-государственная организация; 3)сходство хозяйственно-экономического уклада; 4) общность языка, быта, культуры, религии, психологии.

Однако ни один из этих признаков не может быть решающим при выяснении того, что представляет собой та или иная группа населения.

Обязательным и четким признаком этноса считается этническое самосознание, т.е. представление некоторой группы людей о себе как о народе. Этническое самосознание (самоопределение, самоидентификация) народа состоит в следующем: народ считает себя общностью людей, которая отличается от других народов и иных человеческих общностей (сословий, партий, союзов, государств). В этническую общность входят все, кто считает ее имя – этноним – своим. Имя народа с течением времени может измениться: например, в эпоху средневековья в Московской Руси жили московиты, которые с течением времени утратили этот этноним, поскольку и страна перестала называться Московией.

Понятие «народ» покоится на субъективном мнении самих членов общества о себе, о своем сходстве и сопринадлежности. Народ есть некоторая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу. В связи с этим можно говорить о многонациональных государствах и многоэтничных нациях. Многонациональные государства менее стабильны, чем многоэтничные нации. Многонациональное государство нестабильно, если в его пределах оказываются социокультурные группы, которые ощущают себя национальностями, оказавшимися под чужим контролем. Если же члены социокультурных групп чувствуют, что они одновременно и граждане нации, к которой принадлежат, и члены своей этнической группы, – тогда страна близка к многоэтничной нации и, следовательно, более стабильна.

Есть две области, где язык становится государственной проблемой: государственное управление и образование. Процесс управления требует, чтобы была возможна коммуникация между государственными учреждениями и между правительством и населением. Для этого должен быть выбран определенный язык. С точки зрения государственных интересов, оптимальным является выбор того языка, который наилучшим образом выполняет эти функции.

И образование требует такого языка, на котором знания могут быть наилучшим способом переданы учащимся. Для государства свойственно выбирать тот язык, который лучше и дешевле выполняет эти функции. Всегда ли это лучше для образования ‒ вопрос не столь однозначный.

Для национального самосознания («национализма») язык, наряду с религией, культурой и историей, является его главным основанием, сущностью национальности. Другая, не менее важная функция языка для национальности, – быть средством «контрастивного самосознания»: люди, говорящие на одном языке, чувствуют свое единство и одновременно свое отличие от других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: