Типы размеров

План лекции

Основные понЯтиЯ И определениЯ

ТоЧность размеров гладких элементов деталей.

ЛЕКЦИЯ №5

5.1 Типы размеров (вал, отверстие, остальной; действительный размер, номинальный размер, предельные размеры)

5.2 Отклонения

5.3 Допуск. Поле допуска

5.4 Условное обозначение предельных отклонений на чертежах

Любое изделие собирают из отдельных деталей, узлов, агрегатов и т.д. Две детали подвижно или неподвижно соединенные называются сопряженными, причем одна из них является отверстием (любой внутренний элемент детали), другая - валом (любой наружный элемент детали). Понятие отверстие и вал относятся не только к цилиндрическим деталям, но и к плоским (рис.12).


Рисунок 12 - Соединение двух деталей:

а) гладкое цилиндрическое; б) плоское

Поверхности элементов детали принято подразделять на:

- наружные (охватываемые) - валы - d;

- внутренние (охватывающие) - отверстия - D;

- не относящиеся ни к наружным, ни к внутренним (ни к валам, ни к отверстиям) – остальные (рис. 13).

 
 


Рисунок 13 – Типы размеров

При составлении чертежа детали конструктор устанавливает, исходя из условий работы, ее размер (диаметр, длину), под которыми понимается числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения. В машиностроении в качестве единиц измерения размеров приняты миллиметры. Причем на чертежах и в другой технической документации размерность "мм" не указывается.

На чертежах конструктор проставляет номинальный размер, определяемый из функционального назначения детали, т.е. исходя из расчета на жесткость, прочность, объем, из конструктивных и технологических соображений. Номинальный размер N - служит началом отсчета отклонений, относительно него определяются предельные размеры.

Номинальный размер указывается на чертежах над размерными линиями (рис.14).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: