Граница между подлинным бытием и кажущимся, где соприкасаются конкретные предметы и отдельные идеи

Благо

II

I

В предыдущей лекции мы подошли к весьма важному для развития философии этапу — этапу перехода от натурфилософии к идеализму. Парменид не сумел довести до логического завершения свою попытку пересмотреть натурфилософию. Он сам во многом мыслил как натурфилософ. Завершил задачу Парменида знаменитый афинский философ Сократ (V в. до н.э.).

Чтобы понять философию Сократа, необходимо немного остановиться на его личности. Сократ сам не написал ни одной строки, но остался в европейской философии как самый загадочный и великий мудрец. У него было много учеников, которые ходили за ним следом, и записывали все его мысли. Так философия Сократа и сохранилась. Сократ никогда не рассматривал вопросы, которые считались для философии традиционными, а именно вопросы бытия мира и природы. Он говорил, что эти вопросы вторичны. Первичными должны стать вопросы: что есть человек? В чем состоит его жизненная цель? Какими средствами ее можно достичь? Только ответив на эти вопросы, мы можем обратиться к внешнему миру. Нет смысла изучать вопросы космоса, когда сам человек представляет собою непознанный мир. Познание человека куда более занимательная вещь, чем все другие философские вопросы, вместе взятые. Человеческое бытие неисчерпаемо и по сути своей представляет микрокосмос. Именно бытие человека должно стать главным предметом философии. Таким образом, Сократ переориентировал философию с вопросов внешнего, мирового бытия на вопросы внутреннего, человеческого бытия.

При рассмотрении бытия Сократ особое внимание обращал на смысл человеческого существования. Таким смыслом должно было стать счастье. Но поскольку счастье — понятие весьма расплывчатое и индивидуальное, то Сократ попытался объяснить его через противоположность, т.е. постарался найти причину несчастья. Рассмотрев различные виды несчастья (болезнь, смерть, безденежье, отсутствие любви и пр.) он приходит к следующим выводам. Во-первых, понятия счастья и несчастья весьма относительны. Скажем, для одних людей небольшая сумма денег — счастье, а для других — эта же сумма слишком мала и они переживают отсутствие денег как крупное несчастье. Во-вторых, люди несчастливы, потому что они не обладают знанием. Речь идет не о конкретном знании какого-либо предмета, например счастья, а о знании вообще. Счастье лишь часть общего знания. Если бы можно было выработать общие для всех людей понятия справедливости, счастья, блага, мужества, добра и т.п., то люди бы точно знали, что правильно, а что нет. И тогда «знающий доброе и будет поступать как добрый человек». Все человеческие проблемы вытекают из незнания — такова основная мысль Сократа.

Чтобы не оставаться на уровне абстрактного теоретизирования и нравоучений, Сократ изо дня в день отправлялся бродить по городу и задавал людям вопросы о разных понятиях, а затем старался показать им, что не бывает однозначных ответов на вопросы. Например, он спрашивал, что такое мужество? Некоторые отвечали, что мужество состоит в том, чтобы обратить врага в бегство и победить. Тогда Сократ спрашивал, а разве не обладал мужеством спартанский царь Леонид, который в битве сделал вид, что бежит от врага, но на самом деле заманил его в ловушку и победил. Собеседнику приходилось соглашаться, что определение мужества было неточным.

Аналогичным образом Сократ задавал вопросы о справедливости и получил ответы, что справедливость – это государство, потому, что в нем справедливости больше, чем в отдельном человеке; справедливость — это возмездие за проступок; справедливость — это равное распределение наследства и т.д.

После таких расспросов Сократ говорил согражданам — вот ваше невежество. Вы самоуверенны, но, в то же время, вы не можете договориться о понятиях, а значит, вы не понимаете друг друга. Если бы люди смогли точно определить что такое мужество, добро, справедливость и др., то почва для конфликтов исчезла бы, и люди достигли бы счастья.

Что важно в поисках Сократа? Дело в том, что Сократ полностью сосредоточился на понятиях, которые создают люди в своем сознании. Он исследует категории блага, счастья, добра и другие, сравнивает их и пытается не просто вывести нечто среднее, но он старается найти такую категорию справедливости, которая вмещала бы в себя все понятия справедливости; такую категорию добра, которая бы принималась всеми людьми и считалась бы таковой независимо от обстоятельств.

Сосредоточившись целиком на исследовании понятий сознания, Сократ забывает, что они являются результатом реального опыта людей, Он старается не замечать различия во взглядах, обычаях, знаниях, нравах. Он полагает, что все проблемы разрешимы сознанием и в сознании людей. Т.е., недоразумения, конфликты, столкновения происходят, прежде всего, в сознании людей, но не в реальности. Реальные раздоры, недоразумения – лишь следствие наших заблуждений. Вывод из философии Сократа напрашивается сам собою: надо сосредоточиться на исследовании сознания, как на действительном, подлинном бытии человека.

Ловушка, расставленная Парменидом, захлопнулась. Сократ вслед за Парменидом начал сверять сознание с практикой, а затем и вовсе отказался от изучения реальности. Его стал интересовать только феномен сознания, его противоречия и законы мышления. Произошла подмена реальностей: вместо бытия природы Сократ объявил предметом философии бытие человека. А бытие человека есть его осознанная деятельность, т.е. сознание.

Жизнь Сократа полна легенд и просто анекдотов. И все потому, что он никогда не жил так, как того требовали обычаи или общественное мнение. Он осмеливался даже подвергать сомнению религиозные авторитеты. «Кто видел богов? Никто. Почему же мы должны жить по законам, которых никто никогда не создавал?». Эти, и другие вопросы Сократ задавал согражданам. Это был повод для того, чтобы обвинить Сократа в безбожии и осудить. На самом же деле Сократа осудили за его философию. Сократ своими вопросами сеял сомнения в правильности суждений, образе жизни, истинности политических решений и т.п.

Сократ оставил после себя талантливого ученика — Платона. Платон был настолько потрясен смертью учителя, что покинул Афины со словами: «если такому праведнику как Сократ не нашлось места в Афинах, то здесь нет места другим людям. Если здесь не ценят истину, то надо найти место, где ее ценят». Двадцать лет путешествовал Платон, пытаясь найти то место, где правят истина и мудрость. Он побывал в Египте, на многих греческих островах, был продан в рабство, но был выкуплен друзьями. Будучи в рабстве он был советником правителей, которые оценили ум и знания философа. После возвращения в Афины Платон основал Академию, которая просуществовала еще 4 века после его смерти.

Смерть учителя оказала сильнейшее влияние не только на судьбу, но и на философию Платона. Не найдя истины на Земле, он попытался найти ее в высших мирах и в сознании людей. И именно Платон окончательно порвал с материализмом и создал развернутую систему идеализма. Все его онтологические, гносеологические, эстетические, этические и другие разделы философии носят ярко выраженный идеалистический характер.

Платон уверен, что понятие бытия надо связывать не с реальным миром, а с миром наших представлений, с миром идей. В отличие от Сократа, для которого человек был единственным предметом философствования, Платон не ограничивается только этим вопросом. Он начинает построение своей философской системы с исследования вопросов мирового бытия.

Следует сразу отметить особенность платоновской философии. Она чрезвычайно мифологична. Но она мифологична не по содержанию, а по форме. Платон преднамеренно использует ряд мифов для того, чтобы читатель понял его мысли. Проблема бытия также часто излагается через создание мифологических образов.

В то же время, рассмотрение проблемы бытия Платон начинает с рассуждений о человеке, а точнее пытается определить содержание таких понятий как сущность (что есть человек) и существование (в каком окружении живет человек и в чем, в каких поступках проявляется он как человек). Платон обращает внимание на то, что человек состоит как бы из двух миров: мира идей (сознания) и мира природы (материи).

Платон отвергал понятия стихии и атомы, потому что считал их слишком конкретными. Он ввел в философию термин «материя» для обозначения некоего первоначала, из которого состоят все вещи. Понятие «материя» было предельно широким и позволяло, не конкретизируя, создавать варианты первоначал или считать первоначалом всю природу в целом.

Выявив в человеке два начала — сознание и материю, — Платон попытался понять, как они взаимодействуют. Это взаимодействие осуществляется в каждодневной деятельности человека, в его поступках. Платон считал, что это взаимодействие неравнозначно. Материя (природа) толкает человека на свершение грубых, часто недостойных поступков, потому что она импульсивна и инстинктивна. Человек действует большей частью, уступая ей. Он поддается агрессии, жадности, тщеславию, чревоугодию, зависти и другим порокам, которые диктует ему природа. Поэтому в мире так много зла и несчастий. Сознание дано человеку, чтобы руководить его природой. Некоторые люди понимают это и всеми силами стараются укротить требования грубой материи. Такие люди много размышляют, воспитывают волю и холодный ум. Они становятся философами и стремятся к более сложному и обширному знанию, создавая искусство, науку, литературу. Тем самым они создают новый, подлинный, прекрасный и гармоничный мир. Это мир блага. Почему подлинный? Потому что в созданном в сознании людей мире царит гармония, отсутствуют злоба, зависть, войны, нужда, словом все, что является помехой в реальности.

К этому миру, к этому благу неосознанно стремится любой человек, но вся проблема состоит в том, говорит Платон, что большинству людей не хватает воли, чтобы воспитать в себе разум, обуздать и подчинить свою природу разумным целям. Поэтому большинство людей хоть и имеют сознание, но природа преобладает в них. Они по сути своей не злы, они просто неразумны и не знают своего блага. То, за чем они так спешат в мирской суете: карьера, слава, богатство, знатность и т.п., — все это неистинные ценности. Красота, музыка, сердечная беседа с друзьями, занятия наукой и искусством, умеренные потребности — вот неспешная и настоящая жизнь. Но люди этого не понимают и совершают тысячи ошибок в жизни, считая благом то, что таковым не является.

Но неужели люди так плохи? Нет, отвечает Платон. В глубине души каждый человек тоскует по красоте и гармонии. Оставаясь наедине с собою, человек дает себе обещания не совершать дурных поступков, клянется начать новую жизнь. Таким образом, в глубине сознания он принимает подлинные ценности и знает различия между истинным и неистинным, между благом и злом. Значит, делает вывод Платон, истинное, подлинное бытие человека находится в его сознании. Т.е. подлинными являются мысли, намерения, мечты, а в реальном мире обнаружить подлинную сущность человека сложно.

Что же мешает человеку проявиться по-настоящему, обнаружить свое подлинное бытие? Ответ прост: как только люди начинают общаться друг с другом, они теряют понятия о подлинном благе. Они принимают чужое мнение за истину и доверяют ему. Поэтому они делают то, что кажется им, или окружающим истиной, хотя на самом деле их действия и поступки далеки от истинных. Следовательно, человек живет в кажущемся мире. Мир этот кажущийся не потому, что его нет. Он реален, он есть, но он не может быть назван подлинным бытием, потому что ценности в нем обманчивы.

Для объяснения своих идей Платон использует образный миф о пещере. Пещера — это наша жизнь. В ней сидят пленники, прикованные к стене цепями. Пленники смотрят только на одну стену, освещенную слабым светом, который находится где-то наверху. Свет — это образная аллегория, это знание, к которому мы не хотим подняться. За нашими спинами совершается какое-то действие, но на стене мы видим лишь отражение этих действий. А так как ничего другого мы никогда не видели и не знаем, то мы принимаем мелькающие на стене тени за истинное действие. И даже не сомневаемся в том, что это не так. Но вот находится некий смельчак, который сумел освободиться из плена и выбраться наружу. Таким смельчаком, надо понимать, является философ. Увидев настоящую жизнь, он сначала не верит своим глазам, но затем принимает новое знание. Однако, что происходит с ним, когда он возвращается в пещеру? Он рассказывает пленникам о том, что видел, но люди ему не верят, так как привыкли к теням. Требуется много усилий, чтобы хоть как-то изменить взгляды людей.

Таким образом, в бытии человека Платон выделяет три структуры: 1) подлинное бытие (мир идей, т.е. наше сознание), 2) кажущееся бытие (мир человеческих поступков), 3) небытие (материальное тело).

Очевидно, что если сознание представляет собою подлинное бытие, то мир материи должен быть небытием. Платон называет ее небытием не потому, что ее нет, а потому что она сама по себе ни к чему не способна. Чтобы заставить природу быть чем-то, она должна быть оживлена сознанием. Только сознание способно изменить косную, неподвижную материю подобно тому, как художник своей мыслью придает глыбе мрамора жизнь, создавая из нее прекрасную статую.

Выявив структуру человеческого бытия, и отношения между материей и сознанием Платон переносит эту структуру на мир в целом. Бытие мира у него также трехчленно. Есть мир идей, (подлинное бытие) располагающийся, по убеждению Платона в так называемой «занебесной области» высоко-высоко над Землей; есть материя (небытие) как материал, из которого идеями создается весь мир; есть мир людей (кажущееся бытие).

Платон практически не уделяет внимания материи. Его интересует мир идей. Каков же он?

Идея, по Платону — это идеальный образ вещи, ее совершенный образец — эйдос. Для каждой вещи имеется соответствующий образ, выражающий существо данной вещи. Вещь, следовательно, есть несовершенная копия идеи, а идея — недостигаемый образец, к которому вещь стремится как к своему пределу, но никогда не достигает. Точно так же существуют идеи моральных ценностей, математических фигур, теорем и т.д. Все они существуют в идеальном мире в своем совершенном образе. Значит, мир идей представляет собой иерархическую организованную систему в виде пирамиды, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким. На самом верху располагается идея блага. Почему именно эта идея? Потому что все к чему люди стремятся, они называют это благом. Значит, благо есть высшая идея. Само по себе благо конкретизируется в виде справедливости, красоты, истины. Но и сами эти идеи также конкретизируется. Например, справедливость может распадаться на государственную, личную, воздающую, распределительную и др. Идея красоты, прежде чем стать обобщенной идеей, конкретизируется через красоту души и тела. Красота тела конкретизируется через красоту рук, лица, глаз и других частей тела. В свою очередь, чтобы вывести понятия «красота рук», «красота глаз» и т.д. надо, чтобы они была собирательными понятиями для множества отдельных рук, глаз и др.

Справедливость красота истина

Государ. Индивид. Воздающ, души тела науч. Худож.

Рук глаз. лица

конкр. справедливость конкр. Красота конкр. Истина

(Мно-во) (Множ-во) (Множ-во)

_________________________________________________________

обобщение спр-ти обобщ.красоты обобщ. Истины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: