Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства территории лесопарка. Этот вид работы наиболее ответственный и самый значительный. В зависимости от степени посещаемости дорожно-тропиночная сеть должна составлять 2— 5% от площади лесопарка. При создании дорожно-тропиночной сети следует руководствоваться следующим.
1. Основное назначение дорожно-тропиночной сети лесопарка — распределять посетителей по территории лесопарка в определенных направлениях, по определенным маршрутам, подводя их кратчайшим путем к определенным целям, в то же время показать по пути следования наиболее живописные и интересные
в пейзажном и ландшафтном отношениях участки лесопарка.
2. Хорошо продуманная планировка дорожно-тропиночной сети организует целенаправленное передвижение посетителей по территории лесопарка и сохраняет напочвенный покров от вытаптывания, а почву от уплотнения.
3. При строительстве дорожно-тропиночной сети следует учитывать, что лучшая планировка — свободная, пейзажная, увязанная с рельефом местности. Она способствует обозрению всего разнообразия лесопарковых участков.
|
|
4. Направление пешеходных дорог рекомендуется выбирать с учетом особенностей местности и пейзажа. При этом необходимо, в первую очередь, определить главные маршруты, позволяющие раскрыть основные достоинства композиции лесопарка. Эти маршруты определяют так называемые магистральные пешеходные дороги для массового передвижения отдыхающих по территории лесопарка, их устраивают в наиболее посещаемых местах. Ширина их должна быть не менее 3 м, протяженность не должна превышать 5 км, иначе они будут утомительны. От магистральных пешеходных дорог должна ответвляться система второстепенных прогулочных дорог для тихого отдыха.
5. Прокладывать их желательно в отдалении от мест пребывания основной массы отдыхающих. Дороги эти лучше проводить по ровной поверхности, без крутых спусков и подъемов. Ширина их может быть до 3 м. Иногда нужно устраивать параллельные прогулочные дороги для просмотра одной и той же композиции с разных точек территории лесопарка. Прогулочные дороги, связанные с водной поверхностью, желательно прокладывать вдоль берегов, но не параллельно береговой линии, а приближая или удаляя дороги от воды; этим достигается смена картин. При наличии одного берега высокого, а другого низкого нужно проложить дорогу с учетом рельефа и состава насаждений — одну по низкому берегу, а две других по высокому (одна выше другой). Такое расположение дорог увеличит число точек восприятия пейзажей.
|
|
6. При прокладке дорог на ровной местности следует избегать пересечения дорог под прямым углом, длинных прямых, но не надо увлекаться и сильной извилистостью. Для устранения этих недостатков можно создавать декоративные группы деревьев и цветущих кустарников. Тогда дороги будут казаться более естественными, а их повороты и прямолинейность вполне оправданными. На разветвлении дорог или на повороте можно посадить отдельные деревья и кустарники или целую группу, располагая ее со стороны, противоположной направлению поворота, так, чтобы дорожка как бы упиралась в группу.
7. Для прогулок по пересеченной местности, а также для туризма лучше прокладывать тропы по малодоступным и наиболее интересным участкам. Ширина их может колебаться от 0,75 до 1 м. Тропы лучше прокладывать по берегам рек, прудов, через лужайки, по краям склонов. По пути следования должны быть
организованы обзорные видовые площадки.
8. В больших лесопарках (площадью больше 1000 га) прокладывают проезжие дороги для автотранспорта с целью доставки посетителей к местам отдыха.