Место управления в информационной системе

Рис. 7.5. Четыре уровня функциональных возможностей системы управления.

Управляемые объекты. Объектами управления являются устройства, системы и/или "что-нибудь еще", что может требовать некоторой формы контроля и управления. Примеры управляемых объектов включают маршрутизаторы, концентраторы, серверы и приложения, подобные СУБД Oracle, Lotus Notes или электронной почте. Важно понимать, что управляемый объект не тождественен фрагменту программных или аппаратных средств, а должен быть описан как некоторая функция, реализуемая информационной средой.

Агент управления. Для того, чтобы как-то взаимодействовать с объектом, необходим некоторый посредник. Маршрутизатор или приложение обычно не имеет "тумблеров". Однако имеется множество разных параметров, которые задают режим функционирования. Роль посредника между объектом и системой управления играет специальный компонент, называемый агентом. Его назначение — переводить команды системы управления на язык, понятный управляемому объекту, и наоборот.

Диспетчер управления. Агенты управления порождают некоторую информацию о состоянии управляемых объектов. Диспетчер (менеджер) управления собирает, обрабатывает фактическую информацию от отдельных управляемых элементов, при необходимости производя специальные виды обработок (корреляцию событий и т.п.) и определенным образом сохраняет ее для последующего использования.

Интерфейс пользователя. Простейшее использование собранной информации — это ее отображение и предоставление инструментария для работы администратора с ней (интерфейс пользователя). Задача этого интерфейса — обеспечить доступ к накопленной актуальной информации (сигналы тревоги реального времени, важные события, графики состояния системы и ее элементов, анализ тенденций, отчеты и т.д) сотрудникам ИТ-отдела с целью поддержки согласованного, коллективного представления о происходящем в системе. Если этого не сделать, то реальная цель создания (распределенной в общем случае) системы управления будет потеряна. Собранные данные не означают что-либо, до тех пор, пока не будут использованы для принятия обоснованных решений относительно работы информационной системы.

Эти четыре компонента информационной системы образуют то, что можно назвать областями управления, то, на чем система управления должна сосредоточить "свое внимание".

Информационные ресурсы современных корпораций представляют собой распределенную среду критически важных данных, приложений и процессов различных типов. Главным вопросом в этих условиях является то, как обеспечить и контролировать состояние сервиса в условиях распределенной среды (клиент/сервер).

В соответствии с этим, задача управления информационной системой должна ставиться как задача управления предоставлением сервисов (обеспечение функциональности) посредством согласованного управления множеством компонентов информационной системы, принадлежащих разным структурным уровням и уровням функциональных задач (см. выше).

Управление информационной системой можно сравнить с нервной системой живого организма, одна из задач которой — обеспечить адаптацию внутреннего состояния к постоянно изменяющейся внешней среде.

Распространено мнение, что управление является хотя и важным, но все же дополнительным компонентом информационных систем. Нам представляется, что такой подход ошибочен. Во-первых, он предполагает, что существуют информационные системы, которые не управляются, что не соответствует действительности (ведь от того, что некоторые действия слишком просты и не воспринимаются как администрирование и управление, они таковыми не перестают быть). Во-вторых, предполагается, что любая информационная система может быть сделана управляемой, что также далеко от истины.

Рис. 7.6. Слева (а) явно неуправляемая система. Справа (б) — идеал упорядоченности.

И, наконец, управление является существенным функциональным интегрирующим компонентом, без которого система, претендующая на звание информационной, остается фрагментарной и быстро приходит в хаотичное и нефункциональное состояние.

Управление должно охватывать все критически важные части информационной системы (Вторая Большая Проблема Администратора) и, как следствие, иметь сильное воздействие на информационную систему. В то же время, оно должно быть незаметным и не мешать предоставлению функционально полезных сервисов.

Такая двойственность отражает тот факт, что управление есть чисто "системный эффект", возникающий в результате взаимодействия отдельных компонентов информационной системы.

Система управления (как мы несколько раз подчеркивали) не имеет дело собственно с компонентами информационной системы. Она работает с информацией, генерируемой "представителями" этих компонентов — агентами, программно или аппаратно реализованными информационными моделями объектов. Создание адекватного агента есть принципиально важная задача, которая предполагается здесь и далее решенной.

Описанная выше иерархия информационных агентов позволяет представлять состояние сервиса распределенной информационной системы в виде, аналогичном состоянию локализованного мэйнфрейм-сервиса.

Действительно, для пользователя безразлично, как именно предоставляются важные для него информационные услуги. Он может считать, что вся магия заключена в его настольной рабочей станции или портативном компьютере, его персональном "мэйнфрейме".

Администратор должен иметь в своем распоряжении обновляемое во времени представление состояния сервиса (информационной услуги) распределенной среды, в виде дерева текущих состояний сервис-образующих компонентов. В случае отказа сервиса имеется в наличии очевидный способ обнаружить вызвавший проблему компонент ("прогулка" по дереву) и принять адекватные меры с целью его восстановления.

Насколько детально построено представление состояния компонентов на иерархических уровнях и описаны взаимодействия между уровнями, настолько управляемой будет функциональность информационной системы.

К сожалению, это условие является всего лишь необходимым, но не достаточным.

Таким образом, основные особенности системы управления распределенной информационной средой заключаются в следующем:

  1. Она должна быть способна поддерживать иерархию состояний управляемых компонентов и управляющих воздействий.
  2. Она должна поддерживать создание на основе этой иерархии представления состояния сервиса (или совокупности взаимосвязанных сервисов, называемой далее сервис-доменом).
  3. Она должна сама иметь иерархическую структуру, поскольку является специализированным сервисом информационной системы.

4. Она должна поддерживать иерархическую структуру контрольных точек управляемой информационной системы (как множества сервис-доменов).

5. Она должна поддерживать структурированность управляющих воздействий, выражаемых в политиках управления.

Происхождение первых четырех пунктов обсуждалось выше; они описывают архитектурные основы системы управления. Последний пункт наделяет систему управления реальными полномочиями, превращая ее из несколько абстрактной теоретической конструкции в сурового исполнителя и блюстителя корпоративных информационных законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: