Lisez et traduisez les lettres

Таким образом, Энгельс незаметно переходит от определения самого понятия «материя» к ее интерпретации через ряд ее свойств. Постепенная замена абстрактного понятия материи ее атрибутами и интерпретация этих атрибутов в духе достижений современного Энгельсу естествознания привели к растворению философии в науке. Поэтому в дальнейшем диалектический материализм стал играть роль метода, корректирующего общую научную схему природы и мира. Примером тому стало преодоление кризиса в естествознании конца XIX — нач. XX вв.

II

Материалистическая философия XVII — XVIII веков рассматривала бытие как предельно широкое понятие, как совокупность всех природных объектов, как мир (природу) в целом. Все материальные объекты, в том числе и человек, объявлялись частью природы, т.е. частью природного бытия. Бог изгонялся из природы. Духовные субстанции (сознание и его идеальные объекты) признавались следствием деятельности материальных объектов.

Природное бытие обладало, с точки зрения материалистов рядом свойств. 1) Бытие понималось как индивидуально е (т.е. бытие отдельных объектов) и неповторимое. 2) Бытие обязательно должно было иметь первоначало. В качестве такового называются мельчайшие частицы. Например, наиболее видные материалисты XVII в., английские философы Томас Гоббс и Джон Локк утверждали, что реально существуют только отдельные, конкретные тела, состоящие из корпускул (частиц), делимых до бесконечности. По сути дела главным в определении первоначала было отождествление его с веществом (материя ≡ веществу). 3) Частицы (корпускулы) наделялись важнейшими свойствами — протяженностью и движением.

Движение отождествлялось материалистами с механическим перемещением, имеющим свойства линии, величины и траектории перемещения. По существу это означает, что всякое движение может быть представлено в виде линии и измерено в числах и величинах. Тем самым материалисты, в частности Гоббс, превратили физические движения в математические. Поэтому они неоднократно подчеркивали, что философию природы следует изучать, начиная с геометрии. Познать вещи — значит постигнуть их движения в математическом измерении.

Протяженность, отождествляемая с пространством, есть тоже математическая величина. Измерение протяженности приводит к мысли, что в мире отсутствует пустота. Она есть лишь воображаемое человеком пространство, в котором нет никаких тел.

Идеи английских материалистов популяризировались в XVIII в. блестящей плеядой французских просветителей, таких как Поль Гольбах, Дени Дидро, Клод Гельвеций и др. Продолжая развивать идеи материализма, они пришли к выводу, что мир похож на хорошо отлаженный часовой механизм, в котором все части работают бесперебойно благодаря движению.

Свое логическое завершение механистический материализм получил в философии немецкого мыслителя Людвига Фейербаха (конец XVIII — нач.XIX вв.). Фейербах был одним из ярчайших представителей школы немецкой классической философии, занимающей период времени от середины XVIII в. до 70-х годов XIX в. Его философия носит особое название — «антропологический материализм» (от греч. anthropos — человек и logos — понятие).

Фейербах считал, что необходимо создать философию, которая «превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии…». Изучение природы он считал необходимым лишь постольку, поскольку она может дать представление о том, что собою представляет человек.

Природа, с точки зрения Фейербаха, материальна, телесна, чувственна. Она не сотворена, а всегда была и есть. Причина природы лежит в ней самой. Она предшествовала человеку, разуму, духу. Природа многообразна, существует объективно и имеет свои закономерности. «В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы, естественные элементы и существа». Они отражаются в мышлении человека. Природа имеет формы существования, которыми являются время и пространство.

Человек есть дитя природы. Его дух и тело неразрывно связаны друг с другом, но связь эта имеет четкую определенность: тело первично, дух вторичен. Практика показывает, что человек зависим от природы. Она угрожает ему, полна опасностей и неожиданностей, но она же является первейшим условием его существования. Природа порождает у человека чувство зависимости, и именно эта зависимость подталкивает человека к религиозному страху перед природой. Фейербах приходит к утверждению, что не бог создал человека, а человек создал бога по образу и подобию своему. Он наделил бога своей человеческой сущностью. Бог есть разум, вынесенный за пределы индивидуальности и телесности; разум, мыслимый сам в себе, утверждающий и выражающий себя в качестве высшей сущности.

III

Идеалистическое решение проблемы бытия в философии модернизма связано с именами французского философа Ренэ Декарта (XVII в.), английского физика Исаака Ньютон (XVII-XVIII вв.) и немецкого математика Георга Лейбница (XVIII в.). Решение данной проблемы в их теориях лишено какой-либо религиозной содержательности. Скорее она носит логически-математический характер.

По мнению этих философов, мир существует вечно. В отличие от материалистов, сводивших первоначало бытия к конкретным веществам (атому, корпускулам, стихиям им т.п.) идеалисты предполагают следующее. 1) В природе господствует единая телесная субстанция. Субстанция (от лат. – substantia – сущность) — предельное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному и самостоятельно существующему. 2) Субстанция обладает неизменными свойствами — объемностью и протяженностью. 3) В мире нет пустоты, потому что она должна занимать место (протяженность). А протяженностью обладают только материальные объекты. Так Декарт и Ньютон наделяют материальный мир математическими свойствами. 4) Поскольку протяженность неограниченна, то материальная Вселенная беспредельна, и в ней нет места ни для рая, ни для ада.

Если материальный мир беспределен, а в мире нет пустоты, поскольку все заполнено материей то, как быть с ее движением и границей между телами? Эту проблему попытался решить Ньютон. В своей работе «Математические начала натуральной философии» он ставил вопрос о том, можно ли указать во Вселенной тело, которое служило бы абсолютной точкой отсчета движения и времени. Он понимал, что ни Земля, ни Солнце (как это было принято в старых геоцентрических системах и в системе Коперника) не может считаться таковой. Абсолютного тела отсчета указать нельзя. Чтобы описать абсолютное движение, он вводит абстракции, ранее не употреблявшиеся: абсолютное время и абсолютное пространство.

Абсолютное время и абсолютное пространство в механистическом понимании оторваны от материальных объектов. Пространство понимается как пустота, в которой помещены материальные тела (земля, планеты, звезды). Оно обладает рядом характеристик: 1) неподвижностью, 2) отсутствием границ и 3) бесконечностью. Однако подобного рода механистический подход к пониманию пространства Гегель назвал «дурной бесконечностью», имея в виду, что пространство не может иметь сплошную, нечем не ограниченную протяженность.

Время в концепции Ньютона тоже не связано с телами. Оно течет независимо от них и с позиций механицизма предполагает начальную точку отсчета. Чтобы определить начало времени, и, как следствие, начало мира Ньютон прибегает к концепции деизма. Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Так возникает утверждение, характерное для механицизма, что Бог подтолкнул неподвижный мир и тем самым положил начало времени и движению. Поскольку пустоты нет, и все частицы примыкают друг к другу, то стоит двинуться хотя бы одной из них, и в движение приходит все. Таким образом, когда Бог привел мир в начальное движение, то далее движение осуществляется по инерционным законам механики, передаваясь от одного тела к другому. Создав законы, и наделив ими мир, Бог как бы самоустраняется и предоставляет природе развиваться самостоятельно. Дальнейшая его функция - быть гарантом законов сохранения природы, истинности познания и неизменности уже полученных истин. Он обеспечивает общую устойчивость и незыблемость мироздания.

Так как всеобщность касаний, примыканий и сцеплений тел обеспечивает передачу где-то происходящего движения на все прочие уголки Вселенной, приводя в движение весь материальный мир, то абсолютного покоя нет, а есть абсолютное движение.

Объяснение происхождения геометрии движения, как бы ни было оно механистично, вело к диалектической идее об изменчивости и развитии всех движений и состояний. На основе этой идеи Декарт создал учение о генезисе (происхождении) Вселенной, известное как «теория вихрей», — одна из самых ранних гипотез возникновения солнечной системы и подобных ей космических систем.

Декарт представлял ход развертывания Вселенной как процесс самоупорядочения мирового хаоса, из которого образуются корпускулы. Они усложняются, и, сцепляясь, друг с другом, образуют тела и неживую материю. Что касается появления живых организмов, то Декарт предпочел рассматривать их как механические автоматы, созданные внешней и высшей силой.

Комментируя свойства вечности и неделимости субстанции, которым ее наделяли как материалисты, так и идеалисты, можно отметить следующее. Понятие «вечность» означало у философов неизменность, постоянство субстанции. Вечность не «движется», т.е. не изменяется во времени. Время понимается как мера изменения тел. Время относится лишь к отдельным телам, а субстанция, оказывается вне этого потока. Таким образом, философы фиксируют факт несотворимости и неуничтожимости субстанции. В целом их представления мало чем отличались от философских установок древних философов, настаивавших на неизменности первоначал во всех, им присущих качествах и свойствах. Но факты убеждают нас, что Вселенная необратимо изменима. Утверждая, что субстанция едина, философы Нового времени имеют, в частности, в виду, что природа всюду единообразна, ее законы и их действие всюду и всегда одни и те же. Эта иллюзия сохранялась длительное время, пока ее не развеял немецкий философ Гегель (XVIII — нач.XIX вв.).

Главная онтологическая установка Гегеля — идеализм. Проблема бытия раскрывается им в работе «Феноменология духа», в которой Гегель рассматривает в качестве объекта философии субъективное и объективное сознание. Он считает, что основой мира является некое безличное идеальное начало — «Абсолютная Идея» или «Мировой Дух». Свои аргументы в пользу выбора мирового основания Гегель строит исходя из особенностей человеческого сознания. Как известно, деятельность сознания выражается в мышлении, в самопознании. Но она так же выражается и в том, что сознание все время продуцирует из себя идеи, которые затем воплощаются в объектах, поступках, процессах и т.д. Следовательно, разум, считает Гегель, составляет основу всего существующего, он есть «субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие». Но, в отличие от своих предшественников, рассматривавших высшее мировое сознание (бытие духа) как статичный механизм, Гегель ставит проблему бытия под сомнение. Во-первых, он считает, что эта задача неразрешима теми средствами, которыми владеет философия в настоящее время. Во-вторых, он пытается представить «абсолютную идею» не просто как деятельное, активное начало, как это делали Платон, Аристотель, средневековые философы, и другие. Он рассматривает сознание как находящееся в процессе развития, и становления. При этом развитие идеи понимается как процесс, основанный на борьбе противоречий.

Развитие Мирового Духа представлено Гегелем в виде трех стадий (так называемая гегелевская «триада»). Первая стадиябытие «чистой идеи» в «доприродно» состоянии в виде системы логических категорий и понятий. Вторая стадиябытие природы, в которую превращается (отчуждается) идея. По определению Гегеля природа есть «инобытие абсолютной идеи». Третья стадия – бытие «абсолютного мирового духа», обогащенного всем предшествующим развитием.

На третьей стадии Мировой Дух начинает себя проявлять в человеческом обществе, и этот процесс также включает в себя три вида развивающегося человеческого бытия. Первый вид — бытие субъективного духа (логика отдельного индивида, не выходящая за рамки его индивидуального опыта). Второй вид — бытие объективного духа (человеческий общий разум, выраженный в разных формах общественной жизни: в семье, экономике, праве, обществе, государстве, политике, морали и т.п.). Третий вид — бытие Абсолютного Духа (бесконечная свобода, выраженная в искусстве, религии и философии).

Цель сложных гегелевских рассуждений состоит в том, чтобы показать, что только через сознательную деятельность человек в состоянии понять основные законы функционирования духа, придать высший смысл природному и социальному прогрессу и достичь наивысшей точки в ходе эволюции. Пик эволюционного развития приходится на тот период, когда человечество, а вместе с ним и мировой дух, достигают полного понимания самих себя, и значит, достигают свободы, которая и является высшей целью человечества и мирового духа. В этой связи Гегель различает четыре вида бытия: объективное мышление, существующее само по себе в виде Логики (реальное бытие); закономерность, разумность, прослеживаемая в цепи событий (действительное бытие); события и явления, в которых доминирует хаос (существующее бытие); полный хаос, в котором отсутствует логика и жизненный ритм (иллюзорное бытие).

С учетом четырех групп бытия становится понятным знаменитое гегелевское изречение «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Его следует трактовать с учетом точного гегелевского значения слова «действительное». Действительное — не все, что существует, а только его часть. Это та часть существующего, в которой можно усмотреть проявления закономерности, ритма. Помимо этого есть еще «просто существующее». Оно временно, не закономерно, подвержено саморазрушению и самоуничтожению. О нем нельзя сказать, что оно разумно. Так же нельзя сказать этого и о том, что является все еще хаотичным, и поэтому есть не более чем иллюзия, кажущееся.

IV

Все противоречия в понимании проблемы бытия выявились на рубеже XIX — ХХ вв. В начале XIX в. наблюдается быстрое развитие естественных наук: химии, физики, биологии. Среди всех достижений науки того времени наиважнейшее значение для развития представлений о бытии имели три открытия: 1) закон превращения и сохранения энергии, 2) открытие клеточного строения вещества и 3) эволюционная теория Чарльза Дарвина. Они создали основу для преодоления прежних, механистических представлений о бытии и создания диалектического материализма.

У истоков диалектического материализма стоял Ф.Энгельс, который ввел принцип диалектики в естественнонаучные представления о природе.

Решение проблемы бытия в диалектическом материализме противоречиво. С одной стороны, оно связано с попыткой переосмысления классического понимания материи как первоосновы, частицы или субстанции. Энгельс решительно отвергал сведение материи к совокупности «последних», «мельчайших» частиц, т.е. к атомам. С другой стороны, Энгельс все-таки считал материю первоосновой мир. Но он выдвинул положение о том, что ни одна наука не может точно определить, — что есть материя. Это будут лишь частные научные определения (физические, химические, геологические и др.). Но общее определение материи можно найти лишь в рамках решения основного вопроса философии, — т.е. при выяснении что первично и вторично (природа или сознание). В такой интерпретации материя понимается как общее свойство вещей. Но это такое предельно широкое свойство, что способно вместить «любую вещественность», т.е. под материей можно подразумевать все, что нас окружает. Единственное свойство материи, подчеркивал сторонник диалектического материализма В.Ленин, «быть объективной реальностью», существовать вне сознания. Фактически в этом определении утверждается лишь то, что, с точки зрения диалектического материализма материя есть субстанция. Для своего существования она не нуждается ни в чем, кроме себя.

Как видим, в трактовке материи Энгельс и его последователи во многом оставались в рамках классических интерпретаций Декарта или Ньютона. В то же самое время, они испытывали сильнейшее влияние натурфилософии, пытаясь понять сущность материи. Как и многие натурфилософы, в объяснении бытия Энгельс погружается в научные проблемы, заменяя философское решение бытия научным. Для этого он обращается к его физическим проявлениям. «Основные формы бытия, — писал он, — суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».

И, тем не менее, даже используя естественнонаучный подход к решению проблемы бытия, Энгельс сумел значительно продвинуться вперед в исследованиях свойств бытия.

Во-первых, в работе «Диалектика природы» он подробно рассмотрел такое свойство материи как движение, дав ему следующее определение: «движение есть способ существования материи». Тем самым Энгельс, во-первых, развивает принцип неразрывной связи материи и движения. Во-вторых, там же он разработал учение о формах движения, высказав догадку, что движение охватывает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением. В отличие от классической философии периода механицизма, признававшей одну, механическую форму движения, Энгельс выделил пять основных форм движения:

механическая → физическая → химическая → биологическая → социальная

(перемещение тел) (движение атомов) (движ. молекул) (эволюция жизни) (общ.жизнь)

Основным принципом классификации форм движения материи является восхождение от низших форм к высшим.

Выявив восходящий ряд развития от низшего к высшему, Энгельс устанавливает генетическую связь форм движущейся материи: высшие формы движения исторически развиваются из низших. Развитие выступает как прогресс.

В-третьих, в основу учения о движении Энгельс положил принцип неразрывной связи движения с другими атрибутами материи: пространством и временем. В его определении " пространство и время есть формы существования материи ".

В конце ХIХ в. в науке были сделаны крупнейшие открытия, вошедшие в ее историю под общим названием «новейшая революция в естествознании». Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова.

1895 г. — открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи.

1896 г. — открытие естественной радиоактивности (Х-лучи) А.Беккерелем. Стало ясно, что свойство неделимости, считавшееся также абсолютным свойством материи, является относительным.

Исследуя явление радиоактивности и структуру «Х-лучей», английский физик Дж.Томсон в 1897 г. открыл электрон, движение которого не поддавалось объяснению в механистических законах.

Таким образом, механика Ньютона теряла свой абсолютный смысл. Она подрывалась не только обнаружением новых физических свойств материи. Механицизм подрывался и с другой стороны. В 1898 г. французскими физиками Марией и Пьером Кюри были обнаружены факты, выявляющие материальную природу света. Последовавшие затем открытия П.Лебедева (давление света, 1899 г.), М.Планка (1900 г.), А.Эйнштейна (теория относительности, 1905 г.) доказали, что свет лишь проявление одной и той же материи, одна из ее форм. Таким образом, было положено начало ликвидации разрыва между двумя видами материи в неорганической природе — веществом и полем.

Открытие волновой природы света стало поистине революционным открытием, так как перевернуло все устоявшиеся классические представления о материи и устройстве мира. Материя традиционно отождествлялась в науке и философии с веществом. Все, что не относилось к веществу, приходилось признавать результатом деятельности сознания и относить к области идеальных объектов. К числу таких явлений относили свет, вкус, запах, звук. Открытие новой формы материи помогло определить волновую природу данных феноменов и в корне изменить представления о Вселенной.

Новейшая революция в естествознании состояла, прежде всего, в разрушении старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения.

Но многие ученые не могли преодолеть расхождений между новыми открытиями и старыми представлениями о физическом строении материи. Обнаруженное Марией и Пьером Кюри явление радиоактивного распада элементов разрушило классическое представление о неразрушимости и неуничтожимости материи. Материя всегда отождествлялась с атомом, поэтому распад и исчезновение атома в ходе радиоактивного взрыва воспринималось учеными как нарушение принципа вечности и неуничтожимости материи. Делимость атома многими физиками и философами в конце XIX в. воспринималась как исчезновение самой материи.

Создавшаяся в науке ситуация привела, с одной стороны, к кризису в самой науке и особенно в физике, с другой, к появлению новой разновидности идеализма, вошедшего в историю философии как «физический» идеализм.

История науки знает немало ситуаций, когда идеализм рождался или возрождался самим прогрессом науки. Так произошло и в конце XIX в. Крупный успех естествознания порождает забвение материи теоретиками и математиками. «Материя исчезает», остаются одни уравнения. Так, на новой стадии возрождается старая идея: «разум предписывает законы природе».

Какие же выводы можно сделать из кризиса естествознания, имевшего место в конце XIX — нач.XX вв.? Во-первых, нельзя смешивать философское понятие материи с учениями о физическом строении материи. Во-вторых, философское понятие материи в принципе не может устареть (поскольку материя не перестанет быть объективной реальностью). Напротив, физические представления о ней будут постоянно изменяться, дополняться, устаревать. В-третьих, из вышесказанного вытекает однозначный вывод о том, что в действительности исчезает не материя, а «вчерашний» предел нашего знания о ее строении и свойствах.

Сегодня можно говорить о новом, особом этапе развития понятия материи в философии и естествознании. Современный этап все четче обнаруживает отмеченные на предыдущем этапе соотношения между философским понятием материи и быстро меняющимися физическими представлениями о ее строении и свойствах. Идея неисчерпаемости материи стала одной из ведущих идей современного естествознания.

Как физическая реальность материя известна пока что в двух видах: вещество и поле. В современной физике выделяют три вида полей: гравитационное, магнитное и поля ядерных сил.

Каждый вид материи, т.е. вещества и поля рассматривается в виде сложнейших систем. В окружающем нас мире можно выделить три основных типа материальных систем: система неживой природы (материи), живой и социальной.

Система неживой природы, в свою очередь, рассматривается на трех уровнях: мегамир, макромир (от молекулы до объектов нашей Галактики) и микромир. Наиболее изучен макромир, его объекты подчинены действию законов классической механики.

Как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации, в том числе: системы доклеточного уровня (белковый и молекулярный уровень), клеточный уровень (одноклеточные организмы); микроорганизмы; организмы, виды, биогеоценоз, биосфера.

В рамках биосферы на определенном этапе начинает развиваться особый тип материальной системы — человеческое общество. Здесь тоже возникают особые подструктуры — индивид, семья, социальные группы типа класс, народность, нация и др., причем многие из этих структур исторически изменчивы, преходящи.

Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы — объект осмысления социальной философии.

В современной философии и естествознании усложнилось понимание форм движения материи. Они подразделяются на общие и частные формы. К общим формам отнесены: квантово-механическая, макромеханическая, термодинамическая, кибернетическая. К частным — субатомно-физическая, химическая, молекулярно-физическая, биологическая. Особое место в классификации форма движения материи занимает геологическая форма. В качестве носителей форм движения называются микрочастицы, микротела, статистические совокупности, самоуправляющиеся системы.

В современной науке и философии сформировалось представление о едином пространстве-времени, связанном понятием четырехмерного континуума. Формирование данного понятия началось с новых идей о пространстве и времени. Лобачевского и Римана, создавших в XIX в. теорию искривленного пространства (неэвклидова геометрия), в которое требуется введение дополнительного измерения (угловое или др.).

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в теории относительности А.Эйнштейна, добавившего к пространственным измерениям время. Теория относительности Эйнштейна подтверждает основные положения диалектического материализма о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

В соответствии с концепцией естествознания основными свойствами пространства являются: 1) объективность (т. е. существование вне и независимо от сознания воспринимающего субъекта); 2) всеобщность; 3) относительность (пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи); 4) неразрывная связь с материей, движением и временем (пространство не существует вне материи и движения); 5) бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи); 6) обратимость.

Основные свойства времени: 1) объективность; 2) абсолютность; 3) относительность (зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни), 4) неразрывная связь с материей, и пространством; 5) вечность и бесконечность (Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности), 6) необратимость; 7) одномерность. Одномерность времени вытекает из особенностей нашей Галактики. Ей свойственно трехмерное (евклидово) пространство и линейная направленность времени.

Однако в рамках концептуальных моделей пространства и времени в современной философии и науке не исключается существование многомерного пространства, свойства которого не похожи на свойства трехмерной Галактики и нелинейные модели времени.

Исходя из вышеизложенного, в современной естественнонаучной философии пространство и время определяются как философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают их сосуществование (в пространстве) и процессы смены их друг друга (во времени).

В понимании пространства и времени следует различать две их формы: объективное (концептуальное) и субъективное (перцептуальное) пространство и время. Объективное пространство есть форма существования объектов вне зависимости от нашего сознания. Субъективное пространство есть личное переживание отдаленности или близости объектов. Объективное время есть фиксирование порядка событий соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел. Субъективное время есть осознание людьми длительности протекания событий сообразно их ощущениям.

Заключение. Категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, включенных в эти сферы, имеет общую основу. В качестве таковой можно мыслить и материю и дух. Однако в современной философии природы и науке преобладает точка зрения, согласно которой материя во всех ее свойствах является основой мира. Основными атрибутами материи являются движение, пространство и время, трактуемые в духе естествознания.

Lettre 1

LYON TEXTILES

Service export

Moscou, le 26 septembre 2004

Objet: réclamation pour une mauvaise

qualité de la marchandise

Messieurs,

Nous sommes navrés *1 de vous faire savoir que vos textiles pour rideaux faisant l’objet de notre dernière commande nous sont arrivés en mauvais état. Au déballage nous avons découvert *2 la qualité non conforme *3 de la marchandise. Au moins 30 % des tissus sont abîmés et, par conséquent, ne peuvent pas être utilisés. La vérification du lot nous fait constater, et l’acte d’expertise le démontre, que dans 5 rouleaux les tissus ont la couleur plus terne. Il est probable que la marchandise a dû être trempeé en cours de route au contact de matières liquides et que la détérioration est survenue à cause d’un emballage inadéquat des tissus.

Nous vous renvoyons donc les rouleaux endommagés en vous demandant de bien vouloir les remplacer par une marchandise strictement conforme aux échantillons remis lors de la conclusion de l’affaire. Il est évident que les frais de réexpédition sont entièrement à votre charge.

Nous espérons qu’à l’avenir nos commandes seront exécutées avec plus de soin.

Dans l’attente d’une suite favorable à notre réclamation, nous vous prions d’agréer, Messieurs, nos salutations distinguées.

Alexandre Goloubev

Directeur commercial

P.J.: copie de l’acte d’expertise – 1 exemplaire


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: