Выбор и расчет посадок с зазором

Посадки с зазором применяются в подвижных соединениях в качестве направляющих вращательного (подшипники) и поступательного движения (поршни, плунжеры и т.д.) движений, а также в неподвижных соединениях - как центрирующие и монтажные. Зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций, компенсации отклонений формы и т. д.

В большинстве случаев такие посадки выбираются по аналогии с хорошо зарекомендовавшими себя случаями. Описание случаев применения посадок с зазором дается в справочниках. Ориентируясь на эти данные, конструкторы выбирают рекомендуемую посадку, при этом возможны некоторые коррективы. Так например, следует выбирать посадку с несколько большим средним зазором, если предполагается использовать более густую смазку, соединение будет работать при повышенной температуре, будет использоваться большая длина соединения, вал будет устанавливаться более чем в две опоры. И наоборот, необходимо выбрать сочетание полей допусков, дающих несколько менее средний зазор, если планируется использовать более жидкую смазку, соединение будет работать при повышенных вибрациях, к соединению будут предъявляться более жесткие требования к центрированию деталей.

В ответственных случаях посадки с зазором рассчитываются. Расчет сводится к отысканию допустимых предельных зазоров: smax и smin.

Зависимости, используемые при этом могут быть более или менее сложными, однако принципы, заложенные в поиске допустимых предельных зазоров как правило одинаковы.

Рассмотрим расчет посадки с зазором на примере проектирования подшипника скольжения, работающего в условиях жидкой смазки (условие жидкостного трения).

Посадки с зазором характеризуются свободой относительного перемещения вала и отверстия. Надежность их перемещения определяется величиной наименьшего зазора Smin, который должен обеспечивать соответствующий характеристике режима вид трения и компенсировать технологические погрешности размеров, формы и расположения поверхностей. В подшипниках трения-скольжения должно происходить скольжение не поверхностей вала и отверстия втулки (вкладыша), а слоев смазки один по другому. Это состояние называется жидкостным трением. Расчет зазора сводится к определению такой величины, при которой слой смазки будет больше высоты неровностей на поверхностях деталей и будет осуществляться жидкостное трение, обеспечивающее минимальный износ подшипника.

При отсутствии вращения вала между ним и втулкой образуется зазор S и эксцентриситет emax (рис.35 а). При высокой частоте вращения, достаточно густой смазке и ее хорошей схватываемостью с трущимися поверхностями, смазка увлекается в клиновой зазор, создает гидродинамическое давление и смещает в направлении вращения вал (рис.35 б).

а б

Рисунок 35 – Схема расчета посадки с зазором (подшипник - вал)

При этом между валом и втулкой образуется зазор

hmin - минимальная толщина масляного слоя, обеспечивающая жидкостное трение. Между h и S есть связь (рис.36).

 
 


Рисунок 36 – График зависимости толщины масляного слоя h от величины зазора S

При зазоре, называемым оптимальным, толщина масляного слоя достигает максимального при данных условиях h/. Определенной толщине масляного слоя соответствует 2 зазора – Smax и Smin Слишком малые и слишком большие зазоры S не дают оптимальную толщину масляного слоя.

Принимая hmin = K (RZd + RZD) можно расчетом или по графику найти значения максимальных и минимальных зазоров

K - коэффициент запаса, учитывающий погрешность формы вала d и втулки D.

RZd и RZD - высота микронеровностей поверхностей вала и втулки.

В золотниковых парах минимальный зазор устанавливается из условия, что в процессе работы не возникнет заклинивание рабочих органов (из-за деформаций, связанных с температурой, силами и т.п.). Максимальный зазор можно установить из допустимой утечки (рис.37).

       
   
 
 


Рисунок 37 – Схема расчета посадки с зазором (золотниковая пара)

В тех случаях, когда требуется обеспечить совмещение осей вала и отверстия, величина зазора рассчитывается исходя из допустимого угла перекоса - g или допустимого параллельного смещения осей - D.

По найденным значениям допустимых предельных зазоров конструктор должен выбрать стандартные сочетания полей допусков, обеспечивающие предельные зазоры, близкие к допустимому. При этом удобно пользоваться таблицами предельных зазоров. Которые даются в справочнике Мягкова.

Из возможных вариантов предпочтение следует отдавать тем, которые дают больший запас на износ (рис.38).

Посадка 1 не годится для рассмотренного примера подшипника скольжения, так как в части соединений будут нарушаться условия чисто жидкостного трения.

Посадка 4 не годится по тепловым соображениям, так как в части соединений зазор будет недостаточным для отвода тепла от детали.


Рисунок 38 – Выбор посадок с зазором

Функциональному назначению соединения будут удовлетворять посадки 2 и 3. Предпочтение следует отдать 4 -ой посадке, так как она обеспечит больший запас на износ.

Дополнительный запас на износ можно создать. Ужесточив допуски на размеры деталей, образующих соединение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: