Лекция 5.3 Продукционная модель
Основные достоинства продукционных систем связаны с простотой представления знаний и организации логического вывода.
Плюсы и минусы модели
Свойства ПС
1. Модульность - отдельные ПП могут быть добавлены, удалены или изменены в БЗ независимо от других. Кроме того, модульный принцип разработки (сборки) продукционных СОЗ позволяет автоматизировать ее проектирование.
2. Каждое ПП - самостоятельный элемент знаний (локальный источник знаний); отдельные ПП связаны между собой только через поток данных, которые они обрабатывают.
3. Простота интерпретации - «прозрачная» структура ПП облегчает их смысловую интерпретацию.
4. Естественность - знания в виде «что делать и когда» являются естественными с точки зрения здравого смысла.
Недостатки продукционных систем являются:
- Когда число правил становится большим и возникают непредсказуемые побочные эффекты от изменения старого и добавления нового правила.
- Кроме того, затруднительна оценка целостного образа знаний, содержащихся в системе.
- Низкая эффективность обработки знаний.
Для компенсации указанных недостатков вводятся наряду с продукциями и другие представления, вводящие структуру на множестве правил. Это может быть иерархия продукций, фреймовые представления и т.п.
|
|
При разработке небольших систем, состоящих из нескольких десятков правил, проявляются в основном положительные стороны систем продукций, однако при увеличении объема знаний более заметными становятся слабые стороны.
Психологические исследования процессов принятия решений человеком показали, что, рассуждая и принимая решения человек, использует правила, аналогичные продукциям.
Продукционная модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «если (условие), то (действие)». Под «условием» (антецедентом) понимается некоторое предложение - образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний. Под «действием» (консеквентом) понимаются действия, выполняемые при успешном исходе поиска.
При этом действия могут быть:
· промежуточными,
· выступающими далее как условия,
· и целевыми, завершающими работу системы.
Из антецедентов и консеквентов формируются пары атрибут – значение, которые хранятся в рабочей памяти продукционной системы.
В общем случае пример правила можно представить, как:
i: S; L; A -> B;Q
где I – индивидуальный номер продукции.
S – описание класса ситуации, в котором данная структура может использоваться.
L – условие, при котором продукция активизируется (высказывание, истинность которого проверяется).
|
|
А->B – ядро продукции,
Q – постусловия, описывает операции и действия (процедуры), которые необходимо выполнить после выполнения B (например, внести изменения в данные либо в саму продукцию).
Пример правила: если «двигатель не заводится» и «стартер двигателя не работает», то «неполадки в системе электропитания стартера»
В этом правиле пары атрибут- значение будут:
двигатель – не заводится;
стартер двигателя – не работает.
Истинность пары атрибут-значение устанавливается в процессе решения конкретной задачи к некоторому текущему моменту времени.
В процессе решения задачи содержимое рабочей памяти изменяется. Это происходит по мере срабатывания правил. Правило срабатывает, если при сопоставлении фактов, содержащихся в рабочей памяти, с антецедентом анализируемого правила имеет место совпадение, при этом заключение сработанного правила заносится в рабочую память. В процессе логического вывода объем фактов в рабочей памяти, как правило, увеличивается. Объем фактов в рабочей памяти может уменьшиться в том случае, если действие какого-нибудь правила состоит в удалении фактов из рабочей памяти. В процессе логического вывода каждое правило из базы правил может сработать только один раз. При описании реальных знаний конкретной предметной области может оказаться недостаточным представление фактов с помощью пар атрибут-значение. Более широкие возможности имеет способ описания с помощью триплетов объект-атрибут-значение. В этом случае отдельная сущность предметной области рассматривается как объект, а данные, хранящиеся в рабочей памяти, показывают значения, которые принимают атрибуты этого объекта.
Примеры триплетов:
собака - кличка - Граф;
собака - порода - ризеншнауцер;