Дисгармоническое развитие личности.......................................... 174
Органические нарушения психики.............................................. 149
Нарушения темпа психического развития 124
Влияние отклонений в психическом развитии
Методы исследования отклонений в личностном
Методы исследования нарушений психических процессов
Основные понятия и терминология.................................................. 11
Оглавление
Предисловие................................................................................................ 7
Список основных сокращений.............................................................. 10
1. Предмет и задачи детской патопсихологии........................ 11
2. Место детской патопсихологии в системе
психологических и медицинских наук.................................. 16
3. Принципы построения патопсихологического
обследования детей.................................................................... 19
1. Подбор экспериментальных методик.......................... 22
2. Примерная схема патопсихологического
обследования нарушений психической деятельности
ребенка младшего и среднего школьного возраста... 24
|
|
1.4. Роль данных о нарушениях в развитии ребенка
в оптимизации учебно-воспитательного процесса........... 28
1. Изменение социальной ситуации развития................ 30
2. Коррекция обнаруженных нарушений
психической деятельности ребенка............................. 31
3. Психотренинговые (развивающие)
коррекционные методы.................................................... 31
4. Психотерапевтические коррекционные методы....... 32
и состояний у детей...................................................................... 34
2.1. Особенности исследования психических процессов
и состояний у детей.................................................................... 34
2. Патопсихологическое обследование детей
дошкольного возраста............................................................... 42
3. Исследование психических процессов у детей
школьного возраста.................................................................... 50
4. Нейропсихологическое обследование детей...................... 60
развитии детей.................................................................................... 71
3.1. Методы интегральной оценки личности ребенка
в контексте его социальной ситуации развития................. 72
3.2. Методы исследования структурных компонентов
личности........................................................................................ 85
на формирование личности.............................................................. 95
1. Причины возникновения отклонений в личностном
развитии......................................................................................... 95
2. Первичные и вторичные дефекты........................................ 106
3. Частные и общие нарушения развития.............................. 109
4. Нарушения межфункционального взаимодействия.... 117
1. Задержка психического развития........................................ 124
|
|
2. Недоразвитие психических процессов............................... 133
1. Минимальная мозговая дисфункция................................... 149
2. Нарушения межполушарного взаимодействия............... 151
3. Расстройства речи.................................................................... 153
4. Эпилепсия и эписиндром........................................................ 157
5. Ранний детский аутизм............................................................ 161
1. Нарушения эмоциональной регуляции как основа
дисгармонического развития.................................. 174
2. Психологическая структура психопатий................. 176
3. Невроз как проявление внутриличностного
конфликта.............................................................. 193
у подростков..................................................................................... 205
1. Акцентуации и психопатии................................................... 207
2. Неврозы у подростков............................................................. 213
3. Начальные проявления психических заболеваний........ 218
4. Нарушения влечений............................................................... 225
5. Психологическая помощь в кризисных состояниях.... 233
9. Причины, сущность и формы проявления социальной
дезадаптации несовершеннолетних.............................................. 243
9.1. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого
как первоисточник социальной дезадаптации........ 245
2. Новообразования в структуре личности ребенка,
препятствующие процессу социализации............... 254
3. Типология социально дезадаптированного поведения 264
4. Делинквентное и криминальное поведение как
крайние формы социальной дезадаптации.............. 276
9.4.1. Асоциальные группировки........................................... 279
Ю.Аддиктивное поведение несовершеннолетних............................ 291
10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков
в подростковом возрасте........................................................ 292
10.1.1. Факторы аддиктивного поведения
в подростковом возрасте............................................ 294
J0.2. Роль неправильного семейного воспитания
в возникновении аддиктивного поведения
у подростков.......................................................... 297
1. Гиперпротекция.................... 298
2. Гипопротекция..................... 300
]Q.l 3. Неконгруэнтность в общении;
альтернирующее воспитание.................................... 302
10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка
на возникновение аддиктивного поведения...................... 306
10.4. Личностная предрасположенность
к аддиктивному поведению................................................... 310
1. Мотивационная сфера................................................. 314
2. Самосознание, образ «Я»........................................... 317
3. Противоречивость самооценки и уровня
притязаний...................................................................... 320
10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами
в подростковом возрасте........................................................ 323
1. Этап первых проб......................................................... 324
2. Поисковый полинаркотизм......................................... 325
3. Фоновый полинаркотизм............................................ 327
11. Особенности формирования личности ребенка в семье,
отягощенной алкогольной зависимостью....................... 335
11.1. Определение понятий: алкогольная семья,
созависимость............................................................................ 335
11.1.1. Понятие «созависимость».......................................... 336
11.2. Социальная ситуация развития ребенка
в алкогольной семье................................................................. 341
1. Секрет семьи................................................................... 342
2. Непредсказуемость, страх и тревога....................... 343
3. Альтернирующее воспитание.
Неконгруэнтность в общении.................................... 345
4. Недостаток внимания к ребенку............................... 346
11.3. Типы реакций детей на алкогольную
ситуацию в семье...................................................................... 348
11.3.1. Проблемный ребенок, или «бунтовщик»,
«козел отпущения»........................................................ 349
2. «Клоун», «шут» или любимец семьи........................ 351
3. «Кроткий» или «потерянный» ребенок................... 355
4. Ответственный ребенок, или «герой семьи».......... 358
|
|