Список основных сокращений

ПРЕДИСЛОВИЕ

Варианты тренингов, повышающих способность

Изменение социальной ситуации развития ребенка

Современные методы психологической коррекции

и консультирования................................................................. 367

12.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной

.- работы.......................................................................................... 367

12.2. Индивидуальная и групповая

психологическая коррекция......... 370

1. Групповая психологическая коррекция................. 381

2. Коррекция страхов....................................................... 383

12.3. Виды коррекционной помощи детям

при нарушениях психического развития........................... 393

12.4. Психотренинг............................................................................. 396

как один из методов психологической коррекции...... 408

1. Многоаспектность проблемы изменения социальной
ситуации развития ребенка.................................... 408

2. Система многостороннего оценивания как способ
психолого-педагогической коррекции личностного
развития подростка................................................ 412

3. Оптимизация социальной ситуации развития

ребенка путем дифференциации обучения............. 419

13.4. Ранняя профессиональная ориентация как поиск
сферы самоутверждения подростка. Трудовая

и судебная экспертиза несовершеннолетних........... 426

к социальной адаптации........................................................ 446

1. Тренинги, повышающие адаптивность к различной
микросоциальной среде.......................................... 448

2. Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие
личности............................................................... 461

3. Коррекция развития отдельных функций............... 477

Послесловие........................................................................................ 490

Приложения........................................................................................ 492

1. Ответы к задачам..................................................... 492

2. Примеры выполнения заданий обследуемыми.......... 505

3. Стимульные материалы и описание методик............ 510

Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психоло­ги, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих на­ставников. В значительной степени эти ожидания оправды­ваются, но бывает и иначе.

Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, зна­ет, что бывают дети, к которым очень трудно найти пра­вильный подход, поскольку действия воспитателя вызыва­ют у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отве­чают настороженным недоверием; доброту взрослого воспри­нимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общеприня­тыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивле­нием. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесника­ми, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, зам­кнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечат­ление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают.

Естественно, что случаи сопротивления детей педагоги­ческим воздействиям вызывают у молодого специалиста не­доумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут най­ти правильные пути взаимодействия с ними.

Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые

не знают объективных причин нарушений в поведении ре­бенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исхо­дя из них, найти ключ к решению проблемы.

Наш опыт работы показывает, что в подавляющем боль­шинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведе­ния детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихо­логии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей.

Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психи­ческой деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к гру­бой патологии; нет информации о требованиях к патопси­хологическому заключению (обязательной для клиническо­го патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, аг­рессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному по­ведению.

Поскольку изучение детской патопсихологии целесооб­разно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и пе­дагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая ма­териал об отклонениях в психическом развитии, о личност­ных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном ас­пекте.

Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка,

мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, ука­зывая при этом литературу, где методика приведена полно­стью. Исключение составляли: методики, модифицирован­ные нами; методики, изложенные в малодоступной литера­туре; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опы­та) выведены нормы.

В списках рекомендуемой литературы, заключающих каж­дую главу, естественно, указаны не все источники, исполь­зованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работни­ки, мы не включали в этот список малодоступную литера­туру и литературу на иностранных языках.

Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной сторо­ны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — по­зволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного матери­ала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми.

АСВ — анализ семейного воспитания (методика)

AT — аутогенная тренировка

ВК — вынесение конфликта

ВИД — высшая нервная деятельность

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ВТК — воспитательно-трудовая колония

ДЦП — детский церебральный паралич

ЗПР — задержка психического развития

КРС — кинетический рисунок семьи

ЛФК — лечебная физкультура

МДП — маниакально-депрессивный психоз

ММД — минимальные мозговые дисфункции

НЛП — нейролингвистическое программирование

НРЧ — неразвитость родительских чувств

ОРО — опросник родительского отношения

ПДК — предельно допустимая концентрация

ПДО — психодиагностический опросник (для подростков)

ПЖК — предпочтение женских качеств

ПМК — предпочтение мужских качеств

ПМПК — психолого-медико-педагогическая консультация

ПНД — психоневрологический диспансер

ПНК — проекция нежелательных качеств

ПТУ — профессионально-техническое училище

РДА — ранний детский аутизм

CAT — апперцептивный тест для детей

СПНД — специализированный психоневрологический

диспансер

СПЭ — судебно-психологическая экспертиза

СПЭК^ — судебно-психиатрическая экспертиза

СТР — совместный тест Роршаха

ТАТ — тематический апперцептивный тест

УД — уровень депрессии

ЦНС — центральная нервная система

ЦТО — цветовой тест отношений

ЧМТ — черепно-мозговая травма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: