Основы Конституционного права

Законодательство Республики Беларусь

Правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовая культура общества – это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

1. Знание права.

2. Положительное отношение к праву.

3. Следование праву.

4. Правовая активность.

Законность – это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности:

– принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;

– принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения;

– принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав человека и их гарантиях со стороны государства;

– принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок - это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок – результат законности.

Источники права – это внешние формы выражения и закрепления правовых норм.

В теории права выделяются следующие источники права:

Правовой обычай – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г.

Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец.

Нормативно-правовой договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор, заключаемый в соответствии с трудовым законодательством между нанимателем и коллективом работников. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве.

Нормативный правовой акт –официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативный правовой акт является основным источником права.

Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

Главной классификацией нормативных правовых актов является их классификация по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

К видам нормативных правовых актов относятся:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Правотворчество – это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.

Органы правотворчества:

Президент Республики Беларусь - принимает декреты, указы;

законодательная ветвь власти: Парламент - Национальное собрание – принимает законы и постановления;

исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, государственные комитеты издают постановления и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента;

местные органы управления и самоуправления – местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений;

организации – субъекты хозяйствования принимают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка.

Действие нормативных правовых актов осуществляется во времени, в пространстве, по кругу лиц.

· Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативный правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета».

· Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся:

- земля, ее недра,

- внутренние и территориальные воды,

- воздушное пространство над водой и сушей,

- территории дипломатических представительств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море,

- кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав какого-либо государства.

Любой нормативный акт имеет определенную сферу своего действия.

· Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы.

Составные элементы законодательства:

- статья нормативного правового акта;

- нормативный правовой акт;

- отрасль законодательства.

Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права.

В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Рекомендуемые источники:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 69. – 2/190; 2001. - № 46. – 2/750; 2002. - № 7. – 2/828; № 62. – 2/853; № 75. – 2/862; № 84. – 2/877; № 128. – 2/897; 2003. - № 1. – 2/908; № 8. – 2/932; № 74. – 2/960; 2004. - № 4. – 2/1016; № 137. – 2/1065; 2005. - № 73. – 2/1106; № 122. – 2/1141; 2006. - № 6. – 2/1173; № 18. – 2/1196; № 78. – 2/1212; № 106. – 2/1234; № 107. – 2/1235; № 114. – 2/1247; № 122. – 2/1257; 2/1259; 2007. - № 4. – 2/1290; № 118. – 2/1309; № 132. – 2/1330; № 199. - 2/1375; № 305. - 2/1397; 2/1398; 2008. - № 157. - 2/1444; № 170. - 2/1463.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 55. - 2/53; 2002. - № 55. - 2/847; 2003. - № 8. - 2/932; № 80. - 2/969; 2004. - № 107. - 2/1047; № 195. - 2/1097; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1261; 2007. - № 170. - 2/1348; № 305. - 2/1398; 2008. - № 14. - 2/1412; № 158. - 2/1451; № 275. - 2/1543; 2009. - № 173. - 2/1595.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946; № 87. - 2/980; № 139. - 2/1004; 2004. - № 94. - 2/1039; № 107. - 2/1048; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1128; № 120. - 2/1129; № 121. - 2/1137; № 179. - 2/1151; 2006. - № 6. - 2/1182; № 7. - 2/1188; № 78. - 2/1207, 2/1211, 2/1212; № 106. - 2/1233, 2/1234; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244, 2/1245; № 122. - 2/1259; 2007. - № 4. - 2/1284, 2/1296; № 6. - 2/1298; № 118. - 2/1306, 2/1307, 2/1309; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 170. - 2/1348; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 291. - 2/1385; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417, 2/1418; № 119. - 2/1434; № 170. - 2/1464; № 184. - 2/1508; № 196. - 2/1525; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651.

4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 80. - 2/70; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 86. - 2/1215; №106. - 2/1230; 2007. - № 118. - 2/1316; № 183. - 2/1369; 2008. - №3. - 2/1396; 2009 - № 16. - 2/1558; № 119. - 2/1571.

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - № 76. - 2/50; 2002. - № 55. - 2/847; № 75. - 2/861; 2003. - № 8. - 2/922; № 80. - 2/969; № 83. - 2/974; 2004. - № 123. - 2/1058; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1134; № 121. - 2/1137, 2/1139, 2/1140; 2006. - № 1. - 2/1168; № 6. - 2/1179; № 9. - 2/1194; № 92. - 2/1219; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1259; 2007. - № 118. - 2/1306, 2/1309; № 119. - 2/1319; № 120. - 2/1325; №123. - 2/1328; № 160. - 2/1343; № 173. - 2/1361, 2/1363; № 175. - 2/1371; № 291. - 2/1385; 2008. - № 1. - 2/1394; № 14. - 2/1412; № 170. - 2/1464; № 175. - 2/1494; № 184. - 2/1508; № 184. - 2/1514; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; № 173. - 2/1594.

6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 7. - 2/136; 2002. - № 7. - 2/830; 2004. - № 175. - 2/1070; 2005. - № 179. - 2/1152; 2006. - № 86. - 2/1216; № 107. - 2/1235; 2007. - № 118. - 2/1309; 2008. - № 184. - 2/1507; 2009. - № 161. - 2/1583.

7. Права человека: международно-правовые документы и практика их применения. В 4т. / сост. Е. В. Кузнецова. - Минск: Амалфея, 2009.

8. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). - Минск: Право и экономика, 2000; ГИУСТ БГУ, 2005.

9. Вишневский, А. Ф., Горбаток, Н. А., Кучинский, В. А. Общая теория государства и права. – Минск: Амалфея, 2004.

1. Общие положения о конституционном праве. Понятие Конституции и её функции.

2. Основы конституционного строя.

3. Личность, общество, государство.

4. Избирательная система. Референдум.

5. Президент, Парламент, Правительство.

6. Судебная система. Прокуратура. Комитет государственного контроля. Местное управление и самоуправление.

1. Общие положения о конституционном праве. Понятие Конституции и её функции.

Конституционное право — это основополагающая отрасль права, регулирующая важнейшие, фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного управления и самоуправления.

Конституция – это важнейший и основной закон государства, правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий начала конституционного строя, регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

Важнейшей чертой и особенностью конституции является то, что она носит учредительный характер. Конституция учреждает:

1) основы государственного и общественного строя;

2) механизм осуществления государственной власти.

Конституция носит учредительный характер еще и потому, что все ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить другие акты, издаваемые государственными органами.

Другими важнейшими чертами и свойствами конституции являются:

— легитимность;

— стабильность

— реальность;

— верховенство.

Сущность конституции заключается в том, что она:

— основной закон государства;

— обладает наивысшей юридической силой;

— является политическим и идеологическим документом.

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

— юридическую;

— политическую;

— идеологическую;

Юридическая функция заключается в том, что конституция является главным источником права, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.

Политическая функция основного закона заключается в том, что конституция – политический документ, а политический процесс в государстве осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

Важнейшей особенностью и характерной чертой конституции является ее прямое действие. Прямое действие конституции означает, что:

во-первых, нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления;

во-вторых, каждый гражданин, который считает свои права нарушенными, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, может обратиться в суд.

В силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента - Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Кроме того, изменения и дополнения Конституции Парламентом не производится в период чрезвычайного положения, а также в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей Национального собрания. Помимо этого изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь могут быть произведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с иными, обычными законами, т.к. является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми иными законами, своего рода «законом законов». Любой закон, не говоря уже об административных актах, противоречащий или не соответствующий конституции, является недействительным и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией. Во-вторых, конституция носит учредительный характер, поскольку принимается народом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления носят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником иных отраслей права. В-третьих, конституции обычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение. В-четвертых, именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры. В-пятых, конституцию обязаны соблюдать все государственные opганы, общественные организации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. В-шестых, особое место Конституции в системе национального законодательства обеспечивается, как правило, специальным механизмом ее реализации и охраны.

Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах. Это особенно важно подчеркнуть потому, что в недавнем прошлом у нас это не предусматривалось и не практиковалось.

Характерными чертами Конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения правовых норм

Стабильность отражает иное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных социально-экономических и политических перемен. Стабильность конституций не означает, однако, их неизменность вообще, поскольку их реальное действие, функционирование неизбежно вызывает со временем назревшую потребность частичного обновления и совершенствования любой конституции в соответствии с серьезно изменившимися условиями, вновь обнаружившимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развития конституционной теории и т.д.

Говоря о сущности и свойствах Конституции, нельзя забывать, что она — не только высший и основной правовой, но и важный политический и идеологический документ.

Как идеологический документ Конституция представляет собой теоретическое выражение определенных мировоззрений, интересов, целей и идеалов, декларацию, охрану и защиту соответствующих ценностей и норм. Сегодня демократические общество и государство выдвигают и отстаивают в конституции как высшую ценность человека, его права и свободы. К числу важнейших демократических ценностей и норм относятся и институты народовластия и народного представительства, разделения властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: