Понятие и сущность административного права

Тема 4. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и сущность административного права.

2. Субъекты административно-правовых отношений.

3. Понятие и виды административных правонарушений. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Сущность административной ответственности и виды административных взысканий.

5. Общие положения административного процессуального права. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов системы исполнительной власти на всех ее уровнях.

Административные правоотношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права. Указанные общественные отношения являются предметом административного права.

Особенности административно-правовых отношений:

¾ одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

¾ одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой стороны, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

¾ многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

¾ административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон, и согласие второй стороны не является обязательным;

¾ споры, которые могут возникнуть между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

¾ в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

В качестве способов правового регулирования административное право использует предписание, запрет, дозволение, рекомендацию.

Предписание представляет собой возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Под запретом понимается возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – это предоставление участнику правоотношений субъективного права на совершение определенных действий либо на отказ от их совершения по своему усмотрению.

Рекомендация представляет собой пожелание (имеющее юридический характер) оптимального поведения в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Система административного права включает Общую и Особенную части. Общая часть включает подотрасли и институты, регулирующие:

¾ основные принципы государственного управления;

¾ правовое положение субъектов административного права;

¾ формы и методы управленческой деятельности;

¾ способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельных сфер государственного управления с учетом их специфики, а именно:

¾ в хозяйственной деятельности;

¾ в социальной сфере (наука, культура, образование, здравоохранение);

¾ в административно-политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности) и др.

Нормы административного права:

¾ устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

¾ регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

¾ определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений в сфере управления;

¾ регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: