Общие положения административного процессуального права. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания. Вступил в силу с 1 марта 2007 г.
О совершении каждого административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти. Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, дан в ст. 3.30 ПИКоАП РБ. В числе уполномоченных на составление протокола должностные лица:
¾ органов внутренних дел, исполнительных комитетов, прокуратуры, Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
¾ лесной и земельной охраны, воздушного и водного транспорта;
¾ органов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, государственного санитарного надзора;
|
|
¾ органов государственного энергетического, газового, пожарного надзора;
¾ финансовых органов, налоговых органов;
¾ таможенных органов, военных комиссариатов, пограничных войск, органов Министерства обороны Республики Беларусь и др.
Протокол об административном правонарушении должен содержать (ст.10.2 ПИКоАП РБ):
¾ дату и место его составления;
¾ должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;
¾ сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
¾ время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП РБ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
¾ фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;
¾ объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
¾ отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;
¾ перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;
¾ иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
Все участники административного процесса (а это лица, привлекаемые к административной ответственности, потерпевшие, свидетели и др.) обладают как общим набором прав человека и гражданина, так и теми правами и обязанностями, которые возникают именно в связи с их участием в административном процессе.
|
|
Дополнительно урегулированные права лиц, привлекаемых к административной ответственности, определены в главе 4 и других статьях ПИКоАП РБ (например, в ст. 2.8).
Так, физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право (ст. 4.1 ПИКоАП РБ):
¾ знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
¾ знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению;
¾ давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
¾ представлять доказательства;
¾ заявлять отводы и ходатайства;
¾ иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании;
¾ беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
¾ пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
¾ возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
¾ подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
¾ получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
¾ участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
¾ получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания.
В порядке, установленном ПИКоАП, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.
Физические лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют и свои связанные с этим обязанности, определенные в той же статье 4.1 ПИКоАП РБ.
В административном правонарушении могут быть потерпевшие. Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации (ст. 4.2 ПИКоАП РБ).
В административном процессе потерпевшие также имеют свои связанные с участием в нем права (ст.4.2 ПИКоАП РБ). Потерпевший – физическое лицо имеет право:
¾ давать объяснения;
¾ не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
¾ представлять доказательства;
¾ заявлять отводы и ходатайства;
¾ пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
¾ возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
¾ участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
¾ получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
|
|
¾ в случаях, предусмотренных КоАП РБ, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
¾ иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
¾ подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:
¾ являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
¾ подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
¾ участвовать в процессуальных действиях.
Физическое лицо – индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, права и обязанности которого предусмотрены ПИКоАП РБ.
В ПИКоАП оговорены и случаи ограничения прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности, например, при применении к нему мер обеспечения административного процесса:
¾ административное задержание лица – не более 3 часов, или 3 суток, или 10 суток (с санкции прокурора) в зависимости от причин задержания (ст.8.4 ПИКоАП РБ);
¾ личный обыск задержанного - производится лицом одного пола с задержанным и в присутствии 2 понятых того же пола (ст.8.6 ПИКоАП РБ);
¾ досмотр вещей административно арестованных – производится в присутствии собственника или владельца, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в присутствии 2 понятых в отсутствии собственника (владельца) (ст.18.7 ПИКоАП);
¾ изъятие вещей и документов (ст.8.9 ПИКоАП РБ) и др.
|
|
В случае административного задержания, согласно ст.8.2 ПИКоАП РБ, задержанный вправе:
¾ отказаться от подписания протокола;
¾ уведомить (по его просьбе уведомляются) о задержании защитника, родственников, нанимателя, администрацию учреждения образования. Обязательно уведомляются родители и лица, их заменяющие, о задержании несовершеннолетних.
Применение мер обеспечения административного процесса в соответствии с главой 7 ПИКоАП РБ могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд.
Рекомендуемые источники:
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946; № 87. - 2/980; № 139. - 2/1004; 2004. - № 94. - 2/1039; № 107. - 2/1048; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1128; № 120. - 2/1129; № 121. - 2/1137; № 179. - 2/1151; 2006. - № 6. - 2/1182; № 7. - 2/1188; № 78. - 2/1207, 2/1211, 2/1212; № 106. - 2/1233, 2/1234; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244, 2/1245; № 122. - 2/1259; 2007. - № 4. - 2/1284, 2/1296; № 6. - 2/1298; № 118. - 2/1306, 2/1307, 2/1309; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 170. - 2/1348; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 291. - 2/1385; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417, 2/1418; № 119. - 2/1434; № 170. - 2/1464; № 184. - 2/1508; № 196. - 2/1525; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 14. - 2/1291; № 118. - 2/1307; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417; № 119. - 2/1434; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651; № 15. - 2/1666.
3. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 70. - 2/953; 2004. - № 120. - 2/1053; 2006. - № 78. - 2/1208; 2008. - № 14. - 2/1413; № 184. - 2/1506; 2009. - № 136. - 2/1572.
4. Административное право: Учеб. Пособие / Л. М. Рябцев, Г. А. Василевич, А. Г. Тиковенко, Г. Б. Шишко и др.; Под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Книжный Дом, 2007.
5. Дулуб, Д. Я. Событие и состав административного правонарушения // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 24. - С. 30-37.
6. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004.
7. Крамник, А. Н. Административное задержание как важное средство реализации административно-деликтных норм // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2007. - № 1. - С. 88-94.
8. Кулаковский, С. Прекращение дела об административном правонарушении // Юрист. - 2008. - № 3. - С. 57-59.
9. Кулак, С. М. Прекращение производства по делу об административном правонарушении // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 12. - С. 30-39.
10. Половинко, М. Проблемы нового КоАП и ПИКоАП // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 59-61.
11. Половинко, М. Конфискация предмета административного правонарушения: требуется единый, основанный на законе, подход // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 38-41.
12. Лукашов, А. О некоторых положениях общей части кодекса РБ об административных правонарушениях 2003 года // Юстиция Беларуси. - 2003. - № 5. - C.50-54.
13. Лукашов, А. Безлицензионная деятельность: административное правонарушение или преступление // Юридический мир. - 2009. -№ 5. - С. 64-69.
14. Ростоцкий, Г. Обжалование и опротестование постановления о наложении административного взыскания // Главный бухгалтер. - 2007. - № 28. - С. 70-73; № 29. - С. 77.
15. Ростоцкий, Г. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания // Главный бухгалтер. - 2007. - № 36. - С. 101-104.
16. Степанов, В. Проблемы возмещения вреда, причиненного административным правонарушением // Юрист. - 2009. - № 2. - С. 63-66; № 4. - С. 63-66.
17. Черемисин, П. Административное правонарушение, его признаки и юридический состав // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 8. - С. 76-84.
1. Понятие, источники и основные принципы уголовного права.
2. Понятие преступления и состава преступления.
3. Уголовная ответственность и уголовное наказание.
4. Общие правила назначения уголовных наказаний.
5. Уголовная ответственность за фальшивомонетничество.