Сущность понятия и социализация личности

Тема 7. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Социология личности - это отрасль знаний социологии, имеющая предметом своего изучения личность как объект и субъект социальных отношений. Говоря о личности, необходимо уточнить такие понятия как человек, индивид, индивидуальность, личность. Первое указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.

Понятием индивид обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности, при этом специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в его содержание не входят. Термин индивидуальность, напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает конкретного человека от всех других, включая природные и социальные, унаследованные и благоприобретенные в процессе онтогенеза свойства.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Личность - конкретное выраже­ние сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально-значимых черт и социальных отношений данного общества. Следовательно, личность - это любой человек, потому что все люди включены в общественные отношения. Главное в личности - не индивидуальная физическая природа, а ее социальное качество, проявляющееся в осуществляемой социальной деятельности. Следовательно, личностью человек не рождается, а становится в процессе социализации.

Социализация - это вхождение человека в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей. В процессе социализации формируются социально значимые качества личности, знания, навыки и умения человека. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, а с другой - комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности.

В процессе социализации индивида можно выделить две фазы - социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза, социальная адаптация, означает приспособление индивида к социально - экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества. Вторая фаза - это процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека.

Основным фактором социализации личности выступают элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек.

1. Семья. Именно в ней человек получает первичные навыки человеческого поведения и воспитания.

2. Совокупность социальных институтов: детские дошкольные учреждения, школа, общественные организации, социальные общности, в пределах которых индивид реализует определенные роли и приобретает желаемые социальные статусы.

3. Культурный уровень данного общества, совокупность социальных ценностей, норм, общечеловеческих знаний, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и социальные статусы.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления, основа социального бытия человека - его трудовая деятельность и ее факторы: общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развития самостоятельности, инициативы, творчества.

Важной формой социализации личности является воспитание, которое осуществляется обществом, целой системой социальных институтов с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество осуществляет главную цель: формирование личности с положительными, социально значимыми качествами и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия. Понимая воспитание в более широком смысле, можно сказать, что социализация - это есть постоянный процесс воспитания человека с самого первого дня его жизни.

Однако большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс воздействия социальной среды на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. Социализация - это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

К воздействию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей, которая и выступает своеобразным ситом, через которое как бы просеиваются ее воздействия и влияния. В силу этого, именно сама индивидуальность личности, ее потребности и интересы, социальная направленность - выступают важнейшими факторами социализации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: