Курс лекций 18 страница

Вопрос о факторах, определяющих содержание конструктов и сложность их системы, относится к вопросам принципиальной важности. В особенности это касается образования, так как образование, видимо, отвечает за развитие сложных, гибких и адаптивных систем конструктов. К сожалению, сам Келли очень мало высказывался на эту тему, и только теперь исследования начинают восполнять пробел в этой части теории.

Основные выводы:

1. Теория личных конструктов, разработанная Келли, подчеркивает значение способа, посредством которого человек конструирует, или интерпретирует, события.

2. Келли рассматривал человека как ученого - наблюдателя событий, который формулирует понятия, или конструкты, чтобы упорядочить воспринимаемые феномены, и использует эти конструкты для предсказания будущего.

3. В соответствии с позицией конструктивного альтернативизма не существует абсолютной истины. Скорее люди делают выбор из альтернативных интерпретаций и у них всегда есть возможность реинтерп-ретировать события.

4. Согласно Келли, у теории есть диапазон (зона) применимости, в которую входит все, что охватывается теорией, и фокус применимости, который определяет, в какой точке внутри данного диапазона теория работает лучше всего.

5. Келли рассматривал человека с точки зрения системы его личных конструктов, т.е. описывал типы конструктов, которые сформировал человек, и их организацию. Конструкты формируются на основе наблюдений за сходством событий. Центральные (ядерные) конструкты образуют основу системы, в то время как периферические конструкты менее важны. Главенствующие конструкты находятся на более высоких уровнях иерархии и включают другие конструкты в качестве подчиненных, тогда как подчиненные конструкты находятся на более низких уровнях иерархии.

6. Келли разработал Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест) для диагностики содержания системы конструктов человека и ее структуры. Pen-тест использовался для того, чтобы изучить степень когнитивной простоты или сложности человека, показывающую, насколько дифференцированно человек может воспринимать мир.

7. Келли не нуждался в понятии мотива. Вместо этого он полагал, что люди активны по своей природе, и постулировал, что люди предвосхищают события и стремятся предвидеть будущее. Изменения в системе конструктов диктуются стремлением улучшить прогноз событий.

8. По Келли, человек испытывает тревогу, когда осознает, что события лежат за рамками системы конструктов, переживает страх, когда новый конструкт появляется на горизонте, и чувствует угрозу, когда возникает опасность обширных изменений в системе конструктов.

9. Некоторые конструкты усваиваются еще до развития языка (довербальные конструкты), но большинство конструктов можно выразить словами. Здоровая, развивающаяся система конструктов становится все более сложной, т.е. одновременно и более дифференцированной, и более целостной. Однако если человек всякий раз чувствует угрозу со стороны иных способов интерпретации жизни, его система конструктов может остаться простой, ригидной и жестко фиксированной.

Ключевые понятия: Конструкт; Конструктивный альтернативизм; Зона, или диапазон, применимости; Фокус применимости; Полюс сходства; Полюс контраста; Вербальный конструкт; Довербальный конструкт; Подводный (скрытый) конструкт; Центральный (ядерный) конструкт; Периферический (второстепенный) конструкт; Подчиненный конструкт; Главенствующий (главный) конструкт; Репертуарный тест ролевых конструктов (Pen-тест); Когнитивная сложность-простота.

Литература:

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.

2. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

4. Дж. Келли. Психология личности. Теория личных конструктов. М., 2000.

Лекция 12. Теория поля Курта Левина.

План лекции:

1. Основные понятия.

2. Психологический рост.

3. Некоторые экспериментальные исследования в школе К. Левина.

1. Основные понятия.

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля К. Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности, исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем "жестче" граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства - все. что может быть осознано человеком. Событие - результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоций в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ "на входе", то поведение человека может описываться как навязчивое.

Валентность. Еще один конструкт, используемый К.Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий - отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то гамбургер будет обладать для него положительной валентностью, а если сыт, то отношение к котлете, расположенной между двумя булочками, будет носить нейтральный характер. Если же индивид съел гамбургеров слишком много, тогда детище Макдональдса вызовет у него отторжение и будет иметь отрицательную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

На основании конструкта валентности К. Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта (Левин К., В1980).

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

3. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности ("и хочется и страшно"). Поведение человека в данной ситуации носит характер "челнока": приближение-удаление от объекта.

Таким образом, согласно теории поля Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

2. Психологический рост.

Развитие личности К. Левин описывал как движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Специально темы развития личности Левин не касался, но в своей статье, посвященной подростковому возрасту, писал: "Сам факт, что человек находится в состоянии движения от одного региона А к новому региону В и поэтому он оторвался от региона А, но еще не утвердился прочно в регионе В, ставит его в менее прочное положение и делает его более способным к развитию". Следовательно, личностное развитие можно понимать как включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Еще один конструкт, который использует Левин для описания развития личности,-это дифференцированность личностного пространства. Чем больше дифференциация, тем на более высокой ступени развития находится личность. Дифференциация характеризуется широтой и степенью (Левин К., 2000, с. 271). Поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность-ирреальность;

2) растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;

3) растущую организацию жизненного пространства;

4) изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Препятствия на пути личностного роста.

Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. Когда Левин описывает механизмы регрессии, он касается феноменов, являющихся в той или иной степени помехами в человеческом развитии. Он пишет:

1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии.... Приятные, так и неприятные виды деятельности быстрее насыщаются, чем нейтральные.

2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ.

3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая. Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй - у детей.

Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.

3. Некоторые экспериментальные исследования в школе К. Левина.

Исследование незавершенных действий. Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у человека возникает некая потребность (состояние напряженности), он своими действиями старается "снять" это напряжение и восстановить внутреннее равновесие. Если по какой-то причине напряжение не снижается, система остается неразряженной.

Б. В. Зейгарник (1981) вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта, который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику. Несмотря на то что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же К. Левин попросил его вспомнить, что заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и уносил тарелки. Объяснить этот феномен можно было только тем, что в основе воспроизведения лежит напряженная система. Если система "разряжена", потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это предположение необходимо было проверить экспериментально.

Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной гипотезы. В 1927 году она провела опыт, в процессе которого участникам предлагался некоторый набор задач. После того как они решали несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом, участники не решали весь намеченный набор задач. Гипотезы этого исследования были следующими:

o Напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения.

o Когда задание выполнено, напряжение снижается.

o Когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти.

То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные.

После эксперимента Зейгарник попросила воспроизвести содержание заданий. Анализ ответов испытуемых показал, что воспроизведение незаконченных действий превышает воспроизведение завершенных действий в 1,9 раза. Эта закономерность получила название эффекта Зейгарник. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные.

М. Овсянкина, так же как и Б. Зейгарник, российская студентка Левина, решила проверить предположение о сохранении напряженности в психологической среде, если действие не завершено, следующим образом. Ее гипотеза состояла в том, что человек склонен возвращаться к выполнению незавершенных заданий.

Испытуемым предлагался ряд заданий. Под различными предлогами экспериментатор прерывала выполнение каждого из них. Затем делала вид, что не наблюдает за испытуемыми. В 86% участники эксперимента возвращались к выполнению незавершенных заданий. Таким образом, гипотеза подтвердилась

Исследование замещающих действий. Если мы вспомним опыт М. Овсянкиной, то отметим, что не все испытуемые вернулись к выполнению прерванных заданий. Некоторые из них "разрядили" напряжение, созданное в системе, выполнив другие задания, которые стали для них своего рода замещением.

А. Малер и К. Лиссиер повторили опыт М. Овсянкиной, но после прерывания заданий предлагали вместо них однородные. Гипотеза была следующей: однородные задания носят характер замещающих действий, то есть действий, разряжающих напряжение в системе.

Гипотеза подтвердилась - процент возврата к незавершенным заданиям был совсем невысок. Согласно теории Левина, это объясняется тем, что квазипотребности могут находиться в состоянии коммуникации, при которой энергия из одной системы переходит во вторую. Для дифференцированной психики взрослого человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей (заряженных систем). Что же касается детей и умственно отсталых людей, чья психика не обладает значительной дифференцированностью, то они часто возвращаются к незавершенным заданиям, даже если те были заменены однородными. Это объясняется затруднением процесса коммуникации между напряженными секторами, расположенными в их внутреннем пространстве поля. Согласно теории К. Левина, динамические процессы могут также разряжаться в нереальном, то есть в воображаемом плане: мечтах, фантазиях.

Основные выводы:

Курт Левин-создатель психологической теории поля, которая является методом "анализа причинных соотношений и построения научных конструкций".

o Эвристическая ценность теории поля заключается в том, что ее использование стимулирует становление и развитие новых концепций, проверку новых экспериментальных гипотез и выявление новых психологических феноменов.

o Метод анализа психологических явлений, разработанный Куртом Левиным, включает в себя определенный понятийный аппарат. Среди терминов, необходимых для анализа жизненного пространства в данный момент времени, такие как: временная перспектива, психологическая валентность, вектор, локомоция, регион и граница.

Ключевые понятия: Вектор; Валентность; Временная перспектива; Граница; Дедифференционная гипотеза; Дифференцированность жизненного пространства; Жизненное пространство; Забывание намерений; Замещающее действие; Конфликт; Локомоция; Напряженность; Психологическое пространство; Регионы; Сила; Стили лидерства; Теория поля; Уровень притязаний; Фрустрация; Эффект незавершенных действий (Зейгарник).

Литература:

11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред..С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.

12. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Дополнительная литература:

1. Келли Дж. Теория личных конструктов. - Спб., 2000.

2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

3. Левин К. Теория поля. - СПб., 2000.

4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000.

Часть III. Практикум по курсу "Психология личности"

Примерные планы семинарских занятий

Семинар 1. Теории личности в отечественной психологии

1. Представление об эндопсихике и экзопсихике, адаптация как основная задача личности, уровни адаптации, типология личности) (А.Ф. Лазурский).

2. Понятие "отношение" как системообразующего элемента личности, система отношений, структура отношения, отношение и установка (В.Н. Мясищев).

3. Системно-структурный подход к личности В.С. Мерлина: психические свойства личности, симтомокомплексы свойств личности, свойства симптомокомплекса, задача интегрального исследования индивидуальности.

4. Понимание личности и ее структуры, отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного в подструктурах личности (К.К. Платонов).

5. Личность как совокупность иерархических отношений деятельностей; иерархия смыслообразующих мотивов; процесс становления личности как процесс становления связной системы личностных смыслов (А.Н. Леонтьев).

6. Внутренняя позиция личности как системообразующий признак структуры личности, направленность личности как устойчиво доминирующая система мотивов (Л.И. Божович).

Темы рефератов

1. Психология индивидуальности В.С. Мерлина.

2. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).

3. Психология отношений в концепции В.Н.Мясищева.

Литература:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

2. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М., 1995.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж. 1995.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.

8. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 2. - 544 с.

Семинар 2. Самосознание личности

1. Понятие о самосознании и его структурных компонентах.

2. Я-концепция как совокупность установок личности, направленных на саму себя. Структура Я-концепции.

3. Самоотношение и самооценка. Структура самоотношения.

4. Основополагающие подходы в теориях "Я" У. Джемса, Дж. Мида, Ч. Кули.

5. Представления об идентичности Э. Эриксона.

6. Феноменологическая теория "Я" К. Роджерса.

7. Представления о самоактуализации и самоактуализирущейся личности в работах А. Маслоу.

Темы рефератов

1. Мотивация и иерархия потребностей в концепции А. Маслоу.

2. Я - концепция и методы ее измерения в концепции К. Роджерса.

3. Тенденции самоактуализации в концепциях А. Маслоу и К. Роджерса.

4. Становление зрелой идентичности личности (Э. Эриксон).

Литература:

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред..С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с.

2. Психология личности. В 2-х т. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - т. 1.

3. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2000. - 672 с.

4. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2000. - 656 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 286 с.

6. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

8. Эриксон Э. Идентичность//В кн.: Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2000. - С. 517 - 533.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.

10. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000. - 416 с.

Семинар 3. Психодинамическое направление в теориях личности

1. Понятия "сознательное", "предсознательное", "бессознательное" в теории З.Фрейда.

2. Структура личности в теории З. Фрейда.

3. Понятие "влечение", четыре составных элемента влечения (источник, цель, стимул, объект); основные влечения, описанные в теории З.Фрейда.

4. Психосексуальные фазы развития в теории З. Фрейда.

5. Сновидения и деятельность сновидения (З. Фрейд).

6. Природа тревоги в теории З. Фрейда.

7. Типология личностей в теории К. Юнга.

8. Понятие "личное бессознательное" и "коллективное бессознательное в теории К. Юнга.

9. Понятие архетипа. Основные архетипы: эго, персона, тень, анима, анимус, самость (К. Юнг).

10. Символы в теории К. Юнга. Описать значение символов сновидений.

11. Психологический рост (индивидуация) в теории К. Юнга.

12. Неполноценность и компенсация в теории А. Адлера.

13. Агрессия и борьба за превосходство в теории А. Адлера.

14. Понятия "жизненные цели", "жизненный стиль", "схема апперцепции" (А. Адлер).

15. Понятие социального интереса в теории А. Адлера.

16. Психологический рост и препятствия росту в теории А. Адлера.

Темы для рефератов

1. Толкование сновидений в концепции З. Фрейда.

2. Теория сновидений в концепции К. Юнга.

3. Человек и его символы (К.Г. Юнг).

4. Глубинные аспекты женской психологии (анализ мифов).

5. Глубинные аспекты мужской психологии (анализ мифов).

Литература

1. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М., 2002. - 304 с.

2. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

3. Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - Харьков, М., 1996.

4. Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. - Харьков, М., 1997.

5. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - С. 75 - 180.

6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

Семинар 4. Когнитивные и социально-когнитивные теории

1. Представления о личности в теории личных конструктов Дж. Келли.

2. Типы личных конструктов.

3. Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест)

4. Понятие жизненного пространства в теории поля К. Левина (регионы и границы, локомоции, валентность).

5. Психологический рост в теории Дж. Келли и К. Левина.

Темы рефератов

1. Новый метод исследования личности: техника репертуарных решеток Дж. Келли.

2. Экспериментальные исследования в школе К. Левина, их значение для психологии личности и социальной психологии.

Литература

1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

2. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.

3. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000. - 408 с.

4. Келли Дж. Теория личных конструктов. - СПб., 2000.

5. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности / Под ред. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. - 238 с.

Часть IV. Материалы для самостоятельной работы по курсу "Психология личности"

Задание 1. Учение Б.Г. Ананьева о человеке.

Вопросы для изучения

1. Выявить различия социологического и психологического аспектов в изучении личности.

2. Дискуссия о предмете психологии личности.

3. Дать определения индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

4. Охарактеризуйте два принципа построения структуры личности с точки зрения Б.Г. Ананьева.

5. Характеристики человека как индивида.

6. Характеристики человека как личности.

7. Основные характеристики человека как субъекта деятельности.

8. Определить факторы индивидуального развития человека.

9. Зрелость индивида, личности, субъекта деятельности.

10. Деформация структуры личности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека// В кн.: Психология и проблемы человекознания. - Москва- Воронеж, 1996. - С. 196 - 279.

2. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - С. 7 - 94.

Задание:

Дать оценку следующим определениям:

1. "Понятие "человеческий индивид" обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие "индивидуальность", к которыми оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие "личность" обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития" [Кон И.С., 1964: "Философская энциклопедия", т.3].

2. "Понятие "личность" указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства… Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, то есть общественно-историческому человеку как совокупности общественных отношений" [Тугаринов В.П., 1965, с.4].

3. "Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи класса" [Тугаринов В.П., 1965, с.88].

4. "Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум "партийности" по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности" [Рубинштейн С.Л., 1957, с. 30-32].

5. "Человеческую личность характеризует система отношений, обусловленных ее жизнью в обществе. Процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание объективного осуществляется в единстве с переживанием" [Петровский А.В., 1964, с. 21].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: