В состоянии равновесия

Рис. 10.5

РЛД

Рис. 10.4

Рис. 10.3

AD AD1 = MPC * Y + I + G

e1

AD = MPC * Y + I

е

G

I ∆Ye1

1

0 Ye Ye1 Y


На рисунке 10.3 показано влияние государственных расходов на равновесный уровень выпуска:

AD (исходная кривая совокупного спроса) = MPC * Y + I

AD1 (кривая совокупного спроса с включением G) =

= MPC * Y+ I + G

 
 

На рисунке 10.3 мы видим, что под влиянием государственных расходов возникает известный нам эффект мультипликатора, так как равновесный уровень доходов вырос на величину большую, чем государственные расходы (∆Ye1 > G): ∆Ye1 = K * G, или


В данном случае мультипликатор расходов (K) называется мультипликатором государственных расходов.

Влияние чистых налогов на равновесный уровень выпуска (доходов).

Предположим, что налоги - аккордные (не зависят от уровня дохода). Рисунок 10.4 показывает воздействие налогов на равновесный уровень выпуска (доходов).

AD

AD = MPC * Y+ I

MPC * T AD2 = MPC (Y - T) + I

е

e2

I ∆Ye2

0 Ye2 Ye Y

Налоги (T) уменьшают располагаемый личный доход как раз на величину T, что вызовет сдвиг кривой совокупного спроса вниз на величину MPC * T:

AD = C + I = MPC*Y + I

AD2 = MPC * (Y - T) + I

AD2 – AD =-MPC * T. Тогда равновесный уровень выпуска уменьшится на величину ∆Ye2:


Или

Множитель со знаком минус, заключенный в скобки, называется налоговым мультипликатором. Знак “ – “ означает, что рост налогов вызывает сокращение равновесного выпуска (доходов).

Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Итак, рост государственных расходов вызывает мультипликационный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, вызывает мультипликационное сокращение равновесного уровня выпуска (доходов).

Объединим эти два эффекта при условии, что бюджет сбалансирован (G = T), заменив T на G:

 
 

При сбалансированном бюджете равновесный уровень выпуска (доходов) увеличивается на величину прироста G (при неизменном уровне инвестиций):

мультипликатор сбалансированного бюджета

(Подчеркнем, что рост трансфертов увеличивает уровень выпуска, так как сокращает величину чистых налогов Т.)

Государственный бюджет и уровень налогов.

Откажемся от сделанного ранее предположения о том, что налоги аккордные.

В настоящее время существуют несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t * Y

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода. Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения (больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах). Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = T: Y. Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t * Y

t

100%

Кривая Лаффера.

t0

0 T

Из этой формулы следуют три вывода: при данной ставке налогообложения t:

1. Общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

2. РЛД = Y – T = Y – t * Y = (1 - t) * Y

3. K (мультипликатор расходов) =

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 10.5): при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто: по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Рисунок 10.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G) и доходами (T).

Рис. 10.6

T,G T = t * Y

T > G G – T < 0

G = T

G > T профицит гос.бюджета

G – T > 0 G

дефицит

гос.бюджета

0 Y1 Y

· В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов (T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y1 G = T.

· Левее точки сбалансированного бюджета (при 0 < Y < Y1) лежит область бюджетного дефицита, так как G > T. Формула дефицита государственного бюджета: G – T > 0.

· Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0.

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государственных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уровень T и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Y можно, только увеличивая государственные расходы (G). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций. Мы имеем :

· S + T – сумма утечек.

· I+G – сумма инъекций.

S + T = I + G G – T = S - I.

Тогда, если

G Y S, поскольку I = const., то (S - I) (G - T)

Вывод:

Увеличение государственных расходов увеличивает бюджетный дефицит, даже если при этом растут налоговые поступления Т (так как растет Y). Следовательно, вывести экономику из спада, увеличивая государственные расходы, можно только ценой увеличения дефицита государственного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: