Военная лирика занимает первое место (песни, стихи)

Пеломный год 43 - публицистика выясняет причины поражения фашистов.

К 1942 году публицистика обогащается элементами психологического анализа.

4) Тяготение к документальности: использование фотографий, дневников, писем.

Проза черновых лет: сначала зарождение в очерковом варианте, потом обращение к проблеме героического и повседневного.

2 годы войны – 200 повестей.

Во время ВОВ на 1 место выступает жанр героическая и романтическая повесть (20-300-е гг. – приключенческая, юмористическая, психологическая, бытовая повесть).

Повести Ванды Василевской «Радуга» (42), «Просто любовь» (44), А.Толстой «Рассказы Ивана Сударева» (42), Л.Соболев «Морская душа» (42).

К концу войны проза тяготеет к эпичности: «Молодая гвардия» Фадеев, «Они сражались за родину» Шолохов.

300 пьес – в драматургии

Песни:

1) Л.Дербенёв – стихи

В.Зацепис – музыка

«Давно была война»

2) В.Лебедев-Кумач – стихи

А.Александров – музыка

«Священная война» 1941

3) М.Исаковский

М.Бландер

«При фронтовом лесу» 1942

4) А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Соловьи» 1942

5) Фатьянов

Соловьёв-Седой

«На солнечной поляночке» 1942

6) А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Давно мы дома не были» («Горит свечи огарочек») 1945

7) А.Фатьянов

Соловьёв-Седой

«Где ж ты, мой сад?» 1944

8) Исаковский

В.Захаров

«Ой, туманы мои» 1942

9) Долматовский

М.Фрадкин

«Случайный (офицерский) вальс» 1943

10) Шумел сурово брянский лес. Музыка Каца. Стихи Анатолия Сафронова. 1942

11) В землянке. Музыка Константина Листова. Слова Алексей Сурков. 1941.

12) Тёмная ночь. 1942. Стихи Владимира Агатова. Музыка Никиты Богословского.

13) Смуглянка. 1940. Стихи Якова Шведова. Музыка Анатолия Новикова.

14) Эх дороги. Стихи Льва Ашанина. Музыка Анатолия Новикова 1945.

15) Враги сожгли родную хату. 1945 год. Матвей Бланко. Стихи Исаковского.

16) На безымянной высоте. Стихи Мантусовского Михаила. Музыка Баснера. 1964

17) «Последний бой» к 30-ю победы

18) В.Высоцкий «Братская могила» 1965 (к.ф. «Я родом из детства»); «Он не вернулся из боя» (к.ф. «Отряд особого назначения»)

19) Р.Гамзатов, Н.Гребнёв – стихи, музыка – Ян Френнель «Журавли»

20) Е.Агранович, Р.Хозак «Офицеры» 1971

21) К.Ваншенкин

Э.Колмановский

«Алёша» 1967

Лекция № 6.

Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.

Николай Майоров «Мы».

В эти годы в прозе важна историко-документальная основа сюжета, которая должна была пройти через партийную критику «Молодая гвардия». Обращаются к исторической теме в годы ВОВ. А.Толстой «Пётр 1», Голубов «Багратион», Степанов «Порт-Артур» и др.

Шолохов «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия».

46 год – послевоенное десятилетие. Что повлияло?

1) Политическая и духовно-общественная ситуация (солдата хотели видеть только победоносцем)

2) Международная напряжённость

3) Апогей сталинского культа

1946-1948 – постановление ЦКВКПб в области литературы и искусства.

Первые книги писателей-фронтовиков: роман Оренбурга «Буря», Казакевич «Весна на..», Гончар «Знаменосцы», Виктор Некрасов (вынужденный иммигрант) «В окопах Сталинграда».

«В окопах Сталинграда».

Вера Панова «Спутники» (фильм «На всю оставшуюся жизнь).

Тема возвращения к мирному труду: А.Платонов очерк «На могилах советских солдат», Бабаевский «Кавалер золотой звезды», Твардовский «Я убит подо Ржевом».

Интеллигенция в революции: Федин «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр».

Николай Островский «Как закалялась сталь».

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Фёдор Панфёров «Борьба за мир», «В стране поверженных», «Большое искусство».

Михаил Бубёнов «Белая берёза».

Леонов «Русский лес», «Евгения Ивановна».

Два направления: военная проза, проза о войне, деревенская проза.

Всё в рамках нового реализма.

52-56 год – отсчёт деревенской прозы. Очерки: Овечкин «Районные будни», Троепольский «Из записок агронома».

Виктор Курочкин «А на войне, как на войне».

50-60-е годы – доминирующие жанры: очерк, рассказ, повесть.

«Судьба человека» Шолохов, «Владимирские просёлки», «Капля росы» В. Солоухин, «Дневные звёзды» Ольга Бергольц,

Вторая половина 50-60-х.

Жанры социально-психологической новеллы и повести.

Ю.Казаков, Ю. Нагибин, С.Антонов.

П.Нивин «Жестокость» (экранизация с Юматовым), «Испытательный срок».

В.Тендриков «Ухабы», «Короткое замыкание».

Характерен крупный план.

«Монтажные произведения».

«Художественно-документальная проза».

Военная проза.

Тема дети и война: В.Богомолов «Иван», «Зося», рассказы Веры Пановой «Валя и Володя», В.Астафьев «Где-то была война», «Звездопад» (любовь и война + экранизация), «Пастух и пастушка», Щеглов «Когда отец ушёл на фронт», «Красное вино победы».

Лекция.

Создание истории романа Шолохова.

Первоначально хотел показать казачество в революции. Название первоначальное «Донщина».

Становится романом о судьбах, двух войн и революций.

Выход первых книг в 1928. Русская эмиграция рассматривали как вторую «Войну и мир».

32 – Шолохов входит в партию.

38 – обвинен. Спас от расстрела Сталин.

Писатель работает с 1925 по 1940 год.

1) Роман написан сточки зрения белых.

2) Проблема авторства 1928 год появление слухов. Утверждали, рукопись романа была похищена из сумки белого офицера. Раскулачить казачество, расказачить казачество. Зависть.

1932 год – судебное разбирательство, Шолохова оправдывают.

37 – 38 – НКВД занялся сбором компромата для его ареста. Фёдор Крюков (1870-1920).

«Стремя Тихого Дона» (загадки романа). Д* тоМАШЕВСКИЙ. МЕДВЕДЕВА-тоМАШЕВСКАЯ. Утверждала, что Шолохову принадлежит только 5% текста, всё остальное Крюкову (1920 умер от тифа).

Аргументы в пользу Крюкова:

1) Знал казачество

2) Имел писательский опыт

3) Владел донскими диалектами

4) Находился в оппозиции по отношению к советской власти

Аргументы против Шолохова:

1) Молодость

2) Недостаточность образования

3) Происхождение из купеческой, а не казачьей семьи

4) При сравнивании «Дона» и «Поднятой целины» - различный уровень литературных произведений

У истинного автора – дух свободолюбия, у соавтора Шолохова – голая политическая форма. Язык богатый и органичный у автора – бедный и беспомощный у соавтора.

Задача Томашевской: распознать фрагменты двух текстов: исходного и вторичного.

Сравнить казачий быт и революционные события.

Претенденты:

1) Крюков

2) Тесть Шолохова Громославский

3) Жена писателя Мария Шолохова-Громославская

4) Шурин Шолохова

Исследователи американец Ермолаев и норвежец Гееро Хьюсто доказали, что Шолохов – автор методом лингвистического-математического анализа.

«Тихий Дон против Шолохова» - стилистический анализ текста: «У романа – 2 сосуществующих автора».

Продолжалось до 90-х годов. Не было исходной рукописи.

1999 – рукописи и дневники в лит институте – закрепления авторства за Шолоховым.

3) Смысл названия «Тихого Дона», почему тихий?

Восходит к песням казачества: «Славный Тихий Дон!», «Ты – наш батюшка Тихий Дон»,

Тихий – соотносился со спокойным и мирным.

Тихий Дон – символ народной казаческой жизни.

Историческое время романа.

Май 1912 год – по март 1922 год.

Действие романа

1) точное название хуторов, вымышленное – Татарское, топоним – имение Ягодное

2) деление книги на 8 частей

3) количество действующих лиц

4) «В мире Тихого Дона» Симанов – посчитал 699 человек

5) Прототип главного героя – Харлампий Ермаков

6) Чётко показано метание человека того времени

7) Главные действующие герои романа – 6 семей, история которых прослеживается в романе: серядники Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Астаховы, купцы Моховы, дворяне Лисницкие.

1965 – Нобелевская премия.

Деревенская проза.

Жень рождение прозы - сентябрь 1952 года, читатели получили номер журналов «Новый мир» с циклом очерков «Районные будни».

Жизнь изнутри, с точки зрения крестьянина.

Основное различие: вся послевоенная литература показывает, как быстро деревня восстанавливает своё хозяйство под руководством положительного руководителя. Деревенская с 1952 – отказываются от локировки изображаемой жизни и показывают истинную трагедию жизни крестьянина. В центре – послевоенная деревня, нищая, бесправная, колхозники до 1960-х не имели паспортов, без начальства не могли покинуть место жительство.

1) Конец 19 начало 20 века (90% российской империи – крестьяне). Русский народ – русское крестьянство – слова синонимы.

2) Середина 20 века – население города и села сравнялось (50 на 50) – жизнь крестьянства, как основного населения России.

Крестьяне трансформировались в сельхоз.рабочих, фольклорная – в современно-профессиональную, сельский уклад – городской образ жизни, традиции разрушались – не успев смениться другими. Предприниматели-фермеры и наёмные рабочие. После коллективизации (была обусловлена политической необходимостью). В селе – мелкий фермер, город –рабочий класс.

Послевоенная проблема села, оставшиеся в живых мужчины, покидают село, солдаты, видевшие Европу, покидали деревни.

Получив паспорта и свободу, молодежь уезжает в города. Село решает проблемы бедности, 30-40-е после войны переходит на решение проблем «сытости» досуга и потребления.

Теория «бесконфликтности».

1929-1933 – года «великого перелома», когда крестьянин перестал быть хозяином.

Астафьев, Распутин.

1933 – искусственный голод, Михаил Алексеев «Вишнёвый омут», «Драчуны», «Хлеб – имя существительное».

Литература русского зарубежья.

Не только русская эмиграция, после 1917 года, первой мировой войны, гражданской войны, ход русской истории был изменён. Изменены контуры российской империи, от России откололись Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия.

Свыше миллиона – официальные данные.

1920-й год – перепись за границей – 10 миллионов эмиграции.

22 год – отсчитываем русскую эмиграцию «философский пароход».

Рахманинов и Стравинский, Шаляпин, актёр Михаил Чехов, художники Репин, Рерих, Коровин и другие, мыслители Бердяев, Булгаков. Русская литература раскалывается на «здесь» и «там».

Лекция.

«Русский Берлин».

Берлинский дом искусств – по образу и подобию Петербурга.

1) Экономическая ситуация

2) В Берлине – издательский бум

3) Журнал «Русская книга» - «Новая русская книга»

4) 20-е годы – эпопея, беседа, газета – дни с 1928 года в Париже, берлинская газета «Руль»

«Русский Париж».

В середине 30-х становится очевидно, что эмиграция – это навсегда. Эмигрантов не печатают на Родине и говорят о них крайне не пренебрежительно. Более того заочные суды советских литераторов над писателями эмиграции. Называют «писатели – белогвардейцы». Журнал «Современные записки», газеты «Последние новости», «Возрождение», «Звено».

Задачи:

- сохранение русского наследия

Молодое поколение.

1936 год – разгорелась шумная полемика вокруг младшего поколения эмигрантов.

Владимир Набоков, Гайто Газданов.

Проза русской эмиграции.

Первые годы дались тяжело – связано с финансовыми проблемами. Публицистика.

Куприн, шмелёв, бунин, ремизов – в эмиграции напишут лучшие произведения.

«Юнкера» - лучший у Куприна.

Бунин – становится в эмиграции старшего поколения первым прозаиком. Пишет всё лучше и лучше. Нобелевская премия. 1933 года.

«Тёмные аллеи» - вершины творчества.

Алексей Толстой. Уже в России редактирует «Хождение по мукам».

Марк Алданов, Михаил Асоргин «Сивцев вражек».

После второй мировой войны – Ирина Адоевцева «На берегах Невы, на берегах Севны» (Иванов), Нина Берберова (Ходасевич), Галина Кузнецова «Граский дневник» (Бунин), Владимир Варшавский «Незамеченное поколение», Василий Яновский «Поля Елисейские».

Поэзия русской эмиграции (поэты войны).

Иван Саввин 1899 – 1927. Вся семья уничтожена в гражданской войне.

Поэт-воин Николай Туроверов 1899-1972. Стихотворение «Крым» о расставании с Россией.

Французский национальный легион.

Арсений Несмелов 1889-1945. Первую мировую войну прошёл в армии Колчака, был образцом для своих товарищей.

Поэт Петербурга Георгий Адамович «На земле была одна столица, всё остальное просто города», на первом плане – критика.

Борис Поплавский.

Ирина Кноринг.

«Незамеченное поколение». Червинская, Штейгер.

Дневники.

Владимир Смоленский.

Сергей Маковский.

Историческая и историко-революционная проза.

Впервые опыт исторической прозы рассматривал Горький. Юрий Тынянов, Алексей Толстой, Чапыгин.

«Родословная революция» - термин Алексея Толстого.

Литература в историческом романе создаёт своё поле философии истории. Литература извлекает из прошлого социальные и нравственные уроки и в идеях и образах исторического прошлого преломляется множество проблем современности.

1) Личность и народ

2) Народ и история

3) Развития нации и национальных культур

В эпическом русле исторической прозы можно выделить несколько повествовательных форм:

- социально-аналитический роман «Пётр 1» Толстого, «Степан Разин», «Чингисхан», «Дмитрий Донской»

- бытописательские повести Дмитрий Балашов «Государи Российские»

- психологические романы жизнеописания «Лики на заре» Вера Панова, «Шукшин «Я пришёл вам дать волю»

- романы-эссе «Глоток свободы» Окуджавы

- философские романы-притчи Давыдов «Глухая пора листопада»

Лекция.

Литература 60-80-х годов 20-го века.

В 20-3-е годы рассматривали взаимодействие молодой советской и русской классики – по эпохам они были близки друг другу. То в литературе 50 рассматривается взаимодействие русской и европейской литературы 19-20-го века и собственно традиция социалистического реализма.

Соцреализм – те же неореалисты.

В 60-е годы происходит расширение, обогащение жанров и также обогащение художественных стилей.

История прозы и поэзии 60-х оценивается в истории литературы как переломный момент.

В 1965 году в журнале «Вопросы литературы» это состояние выливается в формулу «Искусству нужен синтез, обобщению великой правды века».

В конце 60-х начале 70-х проводились дискуссии на такие темы:

1966 - «Жизненный материал и художественное обобщение»

1970 - «Публицистика – передний край литературы»

1973 – «Публицистика и современность»

ЖУРНАЛЫ «Литературная учёба», «Вопросы литературы».

Ведущими произведения Астафьева, Белова, Залыгина, Шукшина.

1964 год – «На Иртыше»

Василий Белов 1966 «Повесть привычное дело».

Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» в центре журналист и военный.

А.Чаковский «Блокада» 1968-1974.

В 60-70-е развитие фронтовой темы идёт по двум направлениям:

1) Панорамному

2) Сфера размышлений и эмоций одного солдата

65-69 – Бондарев «Горячий снег»

«Пастух и пастушка»

«Обелиск»

«Волчья стая»

77 Евгений Носов «Усвятские шлеманосцы»

Основная характеристика: тяга к обобщению.

«Судьба Петра Проскурина», «Матерь человеческая».

Три основные тенденции движения литературы 70-х годов:

1) Углубление историзма в трактовке важнейших тем современности (ВОВ, произведения о рабочем классе, произведения о жизни деревни)

2) Стремление к углублению человеческих характеров в художественном произведении

3) Тяготение к эпичности

В прозе о деревни существовало 2 ветви: лирическая, социально-аналитическая. В.Солоухин, С.Крутилин, В.Лиханосов, Ф.Абрамов и другие.

Литература 70-х годов развивает эти тенденции и эстетически, и художественно.

В 70-е годы развивается такая тема, как очерки о Байкале, Каспии, о лесах Закарпатья, в защиту рек средней полосе России.

Литература философского направления, которая дополняет публицистику. И проза этих лет развивается в двух направлениях: документально-очерковом (Васильев, Овечкин, Гранин, Адамович), собственно беллетризированные (Тендриков, Крупин, Маканин, Личутин).

«И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Чингиз Айтматов.

Направление осмысление историко-культурных событий, всплеск исторического романа. 60-летие Октябрьской революции, 600-летие Куликовской битвы, 60-летие образования СССР: «Куликово поле», «Искупление», «Память».

60-80-е годы в литературе охвачены все сферы жизни:

1) Город и деревня

2) Война и мирное строительство

3) Духовные обретения и нравственные утраты

Проза насыщается общественно-исторической и нравственно-философской проблематикой, происходит возрождение жанра социально-философского романа, а на смену панорамному роману приходит роман эпопея.

Литература фиксирует изменения общественной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: