Сознание человека.
Идеалистическая концепция общественного развития
Натуралисты-идеалисты
Психологическая школа социологии, суть которой – объяснение социальных процессов как следствие индивидуальных психологий, коллективного сознания.
Почему они идеалисты? Первично, по их убеждению, – идеальное: индивидуальное и коллективное психическое, которое способствует развитию социальной психологии, самосознания индивида и группы.
Яркий пример – З. Фрейд, для которого первично бессознательное (общественный и личный двигатель – сексуальное влечение).
В целом. Есть у данного направления рациональное зерно. Часто природа является вдохновителем человеческой деятельности. Но недопустима односторонность: нельзя вещи, имеющие подчиненное положение, выводить на первый план.
В основе развития общества – духовный фактор:
2.1. Бог (провиденциализм);
Чаще всего эти две трактовки дополняют друг друга.
Провиденциализм означает, что мы – марионетки в руках Бога? – вовсе нет. Яркий представитель провиденциализма Шеллинг рассматривал исторический процесс как итог деятельности божественного Провидения и активности людей.
Человеческая воля – как «постепенная реализация всеми людьми никогда полностью не утрачиваемого идеала».
Божественная воля для Шеллинга – «объективное», которое направляет действия людей к единой гармоничной цели».
Своеобразие истории т.о. «составляет только сочетание свободы и закономерности».
Направленность человеческой воли в историческом процессе имеет большое значение. Совпадение божественной и человеческой воли приводит, по Шеллингу, к «органическому развитию» общества. У философа итог такого развития – правовое государство, золотой век права (аналог Царствия Божия на земле).
У русских философов – славянофилов итог исторического развития – торжество православной церкви во всем мире.
Сходна с данной трактовкой Православно-богословская трактовка истории.
2.2. Идеалистический подход, полагающий в основу развития общества – сознание человека.
В обществе действуют наделенные сознанием люди. Сознание людей определяет их бытие. Идея правит миром!
Яркий пример подобного подхода – западное Просвещение (18 в.): они материалисты в трактовке природы. Что касается трактовки развития общества – они идеалисты: разум человека правит миром. Если п росветить (светом разума) сознание общества – изменится само общество.
Еще пример подобного подхода – учение В. Вернадского о ноосфере. Биосфера – дикая природа. Ноосфера – сфера разума. Появляясь, она начинает играть решающую роль в развитии общества.
Также сюда можно отнести Теорию социального действия (М. Вебер). Основа общественного процесса – деятельность людей. Определяющий фактор деятельности – ценностно-мотивационная ориентация субъектов деятельности (фактор сознания). В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер утверждает, что капиталистические отношения вырастают из протестантской культуры. Протестантизм рационален: трудолюбие, бережливость, расчетливость, деловитость. Итог – отход капиталистической культуры от религиозности.
Сходная концепция принадлежит П. Сорокину: в основе общественного развития лежат смыслы, ценности, нормы. Они вырабатываются в религии, философии, науке, праве; влияют на политику, юриспруденцию, производство и т.д. Само общественное действие значимо, если имеет смысл.
Теперь важно проследить, как произошел переход от идеалистической – к материалистической трактовке истории.
Л. Фейербах здесь сыграл ключевую роль. ПО его убеждению, религия – заблуждение. В образе Бога человек рисует идеальный образ себя. Так возникла идея, что религия (идеальное) – отражение земного бытия человека.
Данную идею развил К. Маркс: если религия как форма общественного сознания – отражение общественного бытия, то почему и другие формы общественного сознания не могут быть отражением общественного бытия? Таким образом, в ткани общественного развития есть нечто, что не зависит от сознания и определяет его.