Натуралистические концепции общества

Система включает совокупность элементов и связи между ними (структуру). Характер связи определяет характер системы.

О сложности познания общества

Сущность диалектико-материалистического подхода к истории.

Идеалистическое понимание истории;

Натуралистические концепции общества;

Тема 10. Философские подходы к построению теоретических моделей общества

Раздел IV. Философское учение об обществе

Вопросы:

В познании природы человечество продвинулось далеко, в познании общества – нет.

Сложности на этом пути:

Социальная – самая сложная форма движения материи.

Многообразие компонентов общества.

Признак незнания закономерностей общественной жизни – часто общество развивается не так, как планировали. Карл Поппер в этой связи утверждал: любая попытка объяснять развитие общества, контролировать его развитие – абсурдна.

Очевидно то, что мы плохо знаем свой дом. Сколько утопий развалилось!

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество имеет системную организацию.

Система – нечто обладающее целостностью с 3 видами зависимости:

1) Частей от целого;

2) Целого от частей;

3) Частей друг от друга

Важная характеристика системы – ее связь с окружающей средой.

Отсюда – важный вопрос – взаимосвязь общества и природы.

Системы могут различаться по разным основаниям (органичные / нет; развивающиеся / нет).

Общество – сложная органичная развивающаяся система, характеризующаяся особым составом (люди, объединенные в различные общности – народы, классы), структурой (общественные отношения, связи между людьми), а также управлением, функциями и др. признаками.

Главный критерий в трактовке общества – идеалистическое либо материалистическое понимание истории.

Промежуточное положение – натуралистическая трактовка.

Натурализм – взгляд на мир, согласно которому именно природа выступает как единый и универсальный принцип всего сущего.

Общество – природный феномен, и его развитие определяется природными факторами.

1.1. Географическая школа в социологии (18 в. Ш. Монтескье). Климат, почва, состояние земной поверхности определяют развитие общества, дух народа.

Натуралисты не отрицают влияния собственно общественных явлений. Но географический фактор – решающий.

Почему законы в южных странах жесткие? – климат жаркий, люди ленивы – более жестко надо принуждать

Пример подобного подхода – концепция русского географа, социолога, общественного деятеля – Льва Ильича Мечникова (брат известного физиолога). Книга – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».

В истории цивилизации автор выделяет 3 периода:

1) Речной (время возникновения первых рабовладельческих государств в долинах великих рек: Нил, Инд, Тигр и Евфрат и т.д.);

2) Средиземноморский (основание Карфагена в 825 г. до н.э. – античная цивилизация);

3) Океанический (открытие Америки Колумбом 1492 г.).

Критерий – вода – основное средство коммуникации.

1.2. Биологическое направление в социологии (Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). Общество сравнивается с биологическим организмом. Спенсер пишет в этой связи: постоянные отношения в обществе аналогичны постоянным отношениям в организме живого существа. Отсюда возникают концепции естественного общества, естественной морали и т.д.

Пример – органическая школа (конец 19 в.) – откровенный биологизм: кровообращение уподобляется торговле, мозг – правительству и т.д.

Все это течения материалистические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: