Психологические идеи Г. Гегеля и Л. Фейербаха

Идеалистическая теория И. Фихте

И.Г. Фихте (1762 — 1814) находился под непосредственным влиянием Французской революции. Развил идеи об активности субъекта, «Я», о деятельности субъекта, о деятельной стороне субъекта, трактуя ее идеалистически. Шеллинг назвал Фихте антиподом Спинозы. «Идеализм Фихте выступает как полная противоположность спинозизму, как спинозизм наизнанку, поскольку абсолютному, уничтожающему все субъективное объекту Спинозы он противопоставляет субъект в его абсолютности, неподвижному бытию Спинозы – действие». По Фихте, есть безусловная абсолютно творческая способность – «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «Я» составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать. Знание выступает не как цель, а как средство рационального господства над природой. Субъект – прежде всего действующий субъект. Поэтому всякое познание лишь условие, предварительная ступень действия, а теория – часть человеческой практики. Деятельная природа человека проявляется и в его внешнем – телесном – облике, составляя принципиальное отличие человеческого тела от тела животного: он имеет два органа свободы – две руки, вертикальное положение при ходьбе, «одухотворенные глаза и выражающий интимнейшие движения сердца рот», но в отличие от инстинктивной оснащенности животных «ничего этого мы не имеем, когда выходим из рук природы». Тело человеческое не завершено при рождении и до конца формируется духом, т. е. свободной волей. Фихте диалектически представляет духовное развитие человека от детства до зрелого возраста, всюду противопоставляя учению об ассоциациях творческое «Я». В этих генетических идеях душевная жизнь раскрывается из целесообразных действий «Я».

Ученик Фихте, И. Шеллинг (1775 — 1854) выступил с критикой субъективизма Фихте и в отличие от него рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Природа телеологически связана с духовным.

Шеллинг видит духовное в процессах магнетизма, в электричестве, химических реакциях, но особенно в органической природе, которая развивается от растений к человеку. Человек является связующим звеном двух миров – природы и духа. Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство.

В идеалистической системе Г. В. Гегеля (1770 — 1831) психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени. На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, понятия характера и темперамента, а также ощущения. На второй ступени – рефлексии – дух представляет сознание. Явления сознания составляют предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания. Оно проводит путь от сознания вообще к самосознанию и от него – к разуму. На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т. е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии. Раскрываемые в системе Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания – в морали, праве, государстве, религии и т. д.— приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. В то же время источники мышления, его бесконечной творческой мощи остаются здесь необъясненными.

В философии Л. Фейербаха (1804 — 1872) утверждается материалистический подход к пониманию психики. Темой его философии является «человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее». Согласно антропологическому принципу человек рассматривался в единстве тела и души: «...противоположность между телом и душой даже логически несостоятельна. Противоположности, выражаясь логически, относятся к одному и тому же роду сущности». Фейербах не отрывал и не противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы. При этом специфическая социальная сущность человека, его активное практическое отношение к природе Фейербахом не раскрываются.

Указав на принципиальную недостаточность интроспективной психологии, в которой явления сознания рассматриваются в их обособлении от всех реальных связей, Фейербах подчеркивает обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего мозговыми, и ставит задачу их изучения.

Литература к разделу 2

1. Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления. – М., 1914. Кн. 6. – С. 77 — 78.

2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.

3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – Пг., 1923.

4. Блонкий П.П. Избранные педагогические и психологические произведе­ния. – М., 1979. – Т. 1, 2.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982 – 1983.

6. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. – М., 1964.

7. Декарт Р. Письмо к Кольвию. Там же. – С. 608 – 609.

8. Декарт Р. Страсти души: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 283.

10. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

11. История зарубежной психологии. Тексты. – М., 1986.

12. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. – М., 1990.

13. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб., 1999.

14. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.

15. Ланге Н. Психологические исследования. – Одесса, 1893. – С. 84.

16. Лейбниц Г.Т. Новые опыты о человеческом разумении. Соч.: В 4 т. Т. 2. – М., 1983.

17. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т. 1. – М., 1985. Кн. 2, 3.

18. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1996.

19. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. – М., 1987. – С. 111 — 113.

20. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. – М., 1966. – С. 1.

21. Полони М. Личностное знание. – М., 1985.

22. Психологическая мысль в России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. – СПб., 2001.

23. Спиноза Б. Этика. – М., 1932.

24. Теплое Б. М. О культуре научного исследования // Избранные труды. – М., 1985. Т. II. – С. 313.

25. Хрестоматийно истории психологии. – М., 1980.

26. Хрестоматия по психологии. – М., 1987.

27. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1965. – С. 125.

28. Ярошевский М. Г. История психологии. – 3-е изд. – М., 1985. – С. 6 – 9.

29. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: