Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера

Отступление от механизма в трактовке психической жизни А. Бэна

Теоретическая несостоятельность ассоциативной психологии во взглядах Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль (1806 — 1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику — «Система логики» (1843). Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Поскольку в психологии нет средств для реального анализа сознания, она не может существовать как наука. Вместе с тем ее описания тем не менее имеют практическую полезность.

Дж. Ст. Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. «Только кажется, будто одна мысль вызывает другую посредством ассоциации; на самом же деле… ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям…» [8]. Это означает, что ассоциативная психология не имеет своего предмета, так как является всего лишь ветвью физиологии. Однако психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии» [8]. Исходя из этого предмет психологии все же существует: законы, по которым одно психическое состояние следует за другим.

Дж. Ст. Милль вводит в ассоциативную психологию «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Александер Бэн (1818 — 1903) – автор двух обширных томов: «Чувство и интеллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859). Стремился теснее связать психические процессы с телесной организацией.

Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Он вводит представление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения – навыки. Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем в учении о формировании навыков путем проб и ошибок.

Используя понятие удерживающей силы духа в учении об образовании произвольных движений, Бэн приписывал духу первичные свойства (акты) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820 — 1903), автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862 — 1896), в состав которого входит и психология.

Взгляды Спенсера – это эволюционный ассоцианизм. Ученый сформулировал общий закон эволюции: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т.е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному.

Применяя общий закон эволюции к пониманию психики, Спенсер считает, что психику можно понять только через анализ ее развития. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение, которое развилось из первоначальной раздражительности. Из разного рода сочетаний ощущений образуются многообразные формы душевной жизни животных.

Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. В процессе приспособления организма к среде образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля как фазы психического развития.

Приспособление происходит следующим образом. Внешние отношения и связи производят связи внутренние – индивидуальный опыт (ощущения, восприятия, чувства, привычки). К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе (безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений).

Биологизация в понимании законов развития человеческой психики привела Спенсера к откровенно реакционным расистским выводам. «...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры».

Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: