Общий обзор развития психологии в России

План

Развитие психологии в России в xix в.

Лекция 12.

Итоги развития ассоцианистической психологии в XIX в.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее.

Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, так как создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания.

В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма.

Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Эта направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования.

1. Общий обзор развития психологии в России.

2. Развитие психологии в России XIX в. (А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. Даль, А.А. Потебни, И. М. Сеченов и др.).

История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упоминались и ранее.

Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой.

Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии.

Одновременно развивалась и объективная психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилась и в том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальность.

До середины XIX в. проблема осознания свои национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в котором существовало, скорее, не национальное самосознание.

Единство народа было больше внешним, неосознанным, оно связывалось с единством языка, территории и религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается на характере, психологических особенностях народа.

Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. XIX в. в России был временем разложения феодальной формации, завершившимся глубоким кризисом феодализма в 30 – 50-е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостнической борьбы угнетенных масс.

События социально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направлений общественно-исторической мысли. Как ответ на вопрос о путях развития России на рубеже 30 – 40-х гг. сложились два течения: либерально-буржуазное западничество (К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш) и либерально-дворянское славянофильство (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Споры между западниками и славянофилами были важной частью общественного движения своего времени.

Развитие психологии прежде всего связано с различными философскими направлениями, возникшими в это время. В рамках неокантианства (А.И. Введенский, И. Лапшин), позитивизма, интуитивизма (Н. Лосский), неогегельянства (Б. Чичерин), спиритуализма (Л. Лопатин), экзистенционализма (Н. Бердяев) развивалась идеалистическая умозрительная психология.

В XIX в. большие успехи сделало отечественное естествознание. Одним из ярких достижений эволюционной мысли до Ч. Дарвина явились диалектические взгляды на природу, развиваемые К.Ф. Рулье (1814-1858). В 1845 – 1846 гг. курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных» К.Ф. Рулье высоко оценил А.И. Герцен, указав на глубокий методологический смысл данных о психологии животных, этой «дочеловеческой фенологии развертывающего сознания», позволяющей понять возникновение человеческого сознания и его качественные отличия от психики животных.

В XIX в. выходит ряд трудов по психологии Д. Велланского, П. Любовского, А. Галича. Александр Галич (1783-1848) – учитель А.С. Пушкина, затем экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета (1817 – 1837). В книге «Картина человека» (1834) выступает как оригинальный ученый и развивает новые для своего времени идеи о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни: человек – не только природное существо. В его страстях отражаются отношения к другим людям, к ценностям общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: