Введение. Организационно-методические указания

Организационно-методические указания

ЕКАТЕРИНБУРГ 2011

ЛЕКЦИЯ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт военно-технического образования и безопасности

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Автор: Клочков И.В.

по дисциплине: Судоводитель маломерных (моторных) судов.

тема № 4: Навигация на внутренних водоемах России.

занятие № 1: Общая характеристика и краткий обзор водных путей России.

Время: 2 часа

Обсуждено на заседании кафедры

Защиты в чрезвычайных ситуациях

Протокол № ___ от «» ________2011г.

Учебные цели:

1. Ознакомить обучаемых с общей лоцией внутренних судовых путей России.

2. Ознакомить с элементами рек и течений в них.

Время: 2 часа

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности обучаемых к занятиям........……....5 мин

1-й учебный вопрос: Лоция внутренних судовых путей ………..... 20мин

2-й учебный вопрос: Элементы рек и течений ………………….... 60 мин

Подведение итогов занятия.......................................................…... 5 мин

Итого. …....................................................................................…….. 90 мин

Литература:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).

2. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

3. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

4. Водный кодекс Российской Федерации.

Учебно-материальная база:

1. Плакаты, слайды.

2. «Лектор-2000».


Методическая разработка предназначена для проведения занятия с курсантами по дисциплине «Судоводитель маломерных (моторных) судов».

С началом занятия преподаватель проверяет наличие слушателей и письменных принадлежностей у них; объявляет тему, цель и отрабатываемые вопросы занятия; указывает перечень литературы и пособие для самоподготовки.

Учебный материал излагается с использованием плакатов, приведением выдержек из руководящих документов, определяющих порядок использования маломерных моторных судов в системе МЧС РФ.

При рассмотрении первого вопроса ознакомить обучаемых с понятием лоции как дисциплины, с видами лоции.

При изучение второго вопроса дать под запись элементы рек и течений, препятствий на реках.

В конце занятия преподаватель напоминает тему и цель занятия, акцентирует внимание на недостатки в дисциплине курсантов (если они были) и дает задание на самоподготовку, указывает литературу для изучения пройденного материала.


На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

При ведение ПСР на реке необходимо знать элементы рек, порядок их прохождения, опасности, которые подстерегают на реке. Без знания лоции невозможна эффективная работа спасателей при использовании маломерных судов.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого офицера системы МЧС.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: