Заключение. При вращении воды в суводи дно оказывает тормозящее действие

Рис.21.

Рис.20.

Рис.19.

Рис.18.

Рис.17.

Рис.16.

При вращении воды в суводи дно оказывает тормозящее действие. Вследствие этого ближе к поверхности суводи скорость вращения воды и центробежные силы увеличиваются. Под воздействием центробежных сил происходит большее отбрасывание воды от оси суводи у поверхности и меньшее - у дна. Снизу вверх вдоль оси суводи образуется восходящий поток, восполняющий отбрасываемую воду. Он размывает дно, захватывает продукты размыва, создавая воронкообразное углубление дна (рис.16). При уменьшении скорости вода плавно обтекает выступ, образуя за ним тиховод.

У вогнутых берегов в крутых изгибах русла реки также образуются суводи (рис.17). В отличие от суводей, расположенных за выступами берегов, здесь нисходящие токи воды спускаются в восходящий поток воды в суводи центре суводи ко дну и растекаются в стороны. Этот тип суводи с отчетливо выраженной воронкой на поверхности воды иногда называют омутом. Суводи у вогнутых берегов образуются в тех случаях, когда нарушается плавное обтекание берегов излучины.

Суводи могут существовать постоянно или возникать только в половодье. На больших реках создаются крупные суводи, имеющие сферу действия десятки метров и скорость вращения воды в центральной части - несколько метров в секунду. В некоторых бассейнах суводь имеет свое местное название, например на Енисее - улово, на Иртыше -заводь. Суводи представляют серьезное затруднение для судоходства. Суда в них теряют управление, резко смещаются в сторону берега, при этом нередко рвутся канаты счалов судов и буксир­ные тросы, ломаются рули и т.п.

Майдан - беспорядочное вращательное движение воды в виде подвижных вихрей размером от нескольких сантимет­ров до нескольких метров в поперечнике. Майданы образуются над крупными подводными предметами при небольшой глубине над ними (рис.18), во время половодья и паводка в тех местах, где идущий через пойму поток встре­чается под углом с другим потоком, идущим по меженному руслу, при интенсивных местных переформированиях русла и на перекатах, при резких изменениях формы дна и т.д. Май­даны неблагоприятны для судоходства, так как вызывают рыскливость судов.

Спорные воды - майданы, образующиеся у устьев притоков и при их слиянии. Чем ближе угол встречи к пря­мому, тем сильнее развиваются вихри, которые в поперечнике достигают нескольких метров.

Прижимное течение создается у берега на участке реки, где слив воды направлен к берегу. Например, на закруг­лениях русла прижимное течение возникает у вогнутого берега, так как вода вследствие инерции стремится сохранить прежнее прямолинейное направление, но, встречая на своем пути препятствие в виде вогнутого берега, прижимается к нему (рис.19). На участках с прижимным течением происходит раскат судов в сторону берега.

Свальное течение - слив воды, направленный под углом к судовому ходу (рис.20). Свальное течение возникает из-за разности в уровнях воды по ширине реки. На перекатах такие течения создаются в результате подпора потока седловиной переката, поэтому они направлены из верхней плесовой лощины в затонную часть нижней плесовой лощины (см. Перекат). Смещая суда с оси судового хода, свальные течения могут вызвать навал судов и плотов на отмели, опоры мостов и т.п.

Затяжное течение возникает у входа в протоки (рис.21). Особенно сильны затяжные течения во время поло­водий, когда расход воды в протоках значительно возрастает. Затяжное течение может вызвать навал судов на остров. На характер течения влияют также мосты, дамбы, плотины, сооружения в русле и др.

ВОДОВОРОТ - постоянное вращательное движение воды в русле. В. нередко создают глубокие ямы (омуты) и являются типичными для горных и полугорных рек.

В любой экстремальной ситуации принятие решение остается за человеком, от его своевременных и правильных действий зависит жизнь экипажа, пассажиров и сохранность судна.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Шатров В.И. Устройство и управление шлюпкой. Учебное пособие. - М.:РосКосульт,1998.-84с.(Инв.615у).

2. Земляновский Д.К. Краткий словарь для судоводителя речного флота. - М.: Транспорт, 1995.-240с. (Инв.619у).

3. Морские и речные термины. Словарь. - М.: «Былина», 1997. - 336с. (Инв.620у).

4. Водный кодекс Российской Федерации.

Разработал:

Заведующий кафедрой: «Защита в ЧС» И.В. Клочков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: