Их структурные уровни и формы.
Сознание индивидуальное и общественное.
Творчество, совесть, эстетика, мораль.
Предпосылки возникновения сознания:
1. Совместный способ существования (общество);
2. Трудовая деятельность;
3. Развитие языка.
1. Общество. Без общества невозможно становление личности (реальные «маугли», так и не ставшие людьми, – яркое тому подтверждение).
Благодаря обществу происходит обмен информацией, накопление, передача ее следующим поколениям;
Общество демонстрирует существование сознания не только в личностной (индивидуальной) форме, но и надиндивидуальной форме, представленной культурой: искусство, право, мораль, наука и т.п.
2. Труд п ревращается в основной способ существования наших предков.
Использование орудий, приборов влечет совершенствование органов чувств, сознания.
Благодаря труду происходит активное формирование среды (животное только приспосабливается).
Вместе с тем, материалистические, натуралистические теории так и не смогли объяснить, в силу чего и на каком этапе эволюции «животный» труд перестал быть таковым и превратился в человеческий.
|
|
3. Язык. Огромное количество психических образов невозможно удержать без языка – символической системы, фиксирующей смысл «картинки» – образа.
Чем богаче практическая деятельность, тем богаче язык
Очевидна двойная функция языка (связь с сознанием):
- формирование мысли;
- передача мыслей.
Язык – универсальное средство общения (в отличие от символов искусства, науки).
Можно предложить следующее основное структурное членение: сознание индивидуальное и надындивидуальное (общественное).
Формы существования:
1. Неосознанное и осознанное (собственно сознание)
2. Знание об окружающем мире и знания о себе (самосознание)
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, интересов, положения в обществе, от элементарного самосознания до глубоких раздумий о смысле своего бытия, его нравственного содержания.
Виды самосознания: чувственная либо рациональная доминанта, экстраверт или интроверт и т.д.
Структурное членение сознания предполагает единство:
1. Рационального уровня (логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения; продукты: идеи, теории, гипотезы);
2. Чувственного уровня (ощущение, восприятие, представление). Данные уровни в заимосвязаны (к примеру, чувствуем сладкое, подводим под общее понятие сладкого).
3. Эмоциональная сфера сознания:
- Чувства (радость, горе);
- Настроения (веселое, подавленное);
- Аффекты (ярость, ужас, отчаяние).
И эти уровни взаимосвязаны: знания, проникнутые глубокими чувствами, эмоционально окрашенные, наиболее глубокие.
|
|
4. Память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.