Базовые концепции финансового менеджмента и их характеристика

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине _______________________________

Студента Петрова Алексея Ивановича шифр ******

Специальность 061500 «Маркетинг»

Тема курсовой работы

___________________________________________ (на материалах ООО «Катюша», г. Ливны)

Студент А.И. Петров

Руководитель Т.А.Дудник

Орел 200___


Учебное издание

Дудник Татьяна Александровна

«ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

Учебно-методическое пособие


[1] «Производительность» о которой говорят Матэ и Тиксье (factor produktivity, produktivity of input) с позиций отечественной экономической теории, называется «экономической эффективностью», как категория, соотносящая результат деятельности и затраты на его получение. При этом англоязычный термин «efficiency» буквально переводится как «результативность», соотношение запланированной и фактически достигнутой оценки результата. В соответствии с определением, приведенным в Британской энциклопедии, под «производительностью» понимается отношение того, что произведено, к тому, что необходимо для производства этой продукции (товара) [15, c. 22].

[2] Подробнее об объектах управления см. главу 2 настоящего пособия.

[3] Подробнее о комплексе маркетинга см. главу 3 настоящего пособия.

[4] Понятие основных и сопутствующих потоков см. в главе 2 настоящего пособия.

[5] Понятия «логистическая операция, логистическая функция» - см. тему 2 настоящего пособия

[6] См. п.1.3 настоящего пособия.

[7] Распределительная логистика: решения о конфигурации системы распределения – сегментирование рынка, определение количества каналов распределения, количества уровней канала, количества и видов посредников в каждом уровне; решения о размещении мощностей (инфраструктуры) – см. главу ** настоящего пособия.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности организации:

· Финансово-хозяйственная деятельность – главная форма ресурсного обеспечения реализации экономической стратегии предприятия и роста его рыночной стоимости.

· Финансово-хозяйственная деятельность носит подчиненный характер по отношению к целям и задачам операционной деятельности предприятия.

· Операции, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, носят стабильный характер, т.е. осуществляются постоянно.

· Формы и объемы финансово-хозяйственной деятельности в значительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм функционирования предприятия.

· Финансово-хозяйственная деятельность определяет специфический характер формируемых ею денежных потоков предприятия.

· Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана непосредственно с финансовым рынком – рынком денег и рынком капитала.

· Операции, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, генерируют свои специфические виды рисков, объединяемые понятием "финансовый риск".

· Финансовая деятельность обеспечивает стабилизацию экономического развития предприятия в целом.

· Финансовое состояние предприятия, отражает результаты его финансово-хозяйственной деятельностью на каждом этапе развития, в условиях рыночной экономики.

Финансовый менеджмент – система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Механизм финансового менеджмента - система основных элементов, регулирующих процесс управления финансовой деятельностью организации:

· Государственное нормативно-правовое регулирование;

· Рыночный механизм регулирования;

· Внутрифирменный механизм регулирования по отдельным направлениям;

· Система конкретных методов и приемов осуществления управления финансовой деятельностью организации

Финансовый менеджмент как управляющая и управляемая подсистемы выполняет две группы функций.

1. Функции финансового менеджмента как управляющей системы:

1.1. Разработка финансовой стратегии предприятия – формируется система целей на долгосрочный период;

1.2. Создание организационных структур обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам фин. деятельности. Орг. структуры ФМ должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием;

1.3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;

1.4. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;

1.5. Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям – разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов;

1.6. Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;

1.7. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений.

2. Функции финансового менеджмента как специальной области управления организацией:

2.1. Управление активами – выявление реальной потребности в отдельных видах активов, оптимизация состава активов;

2.2. Управление капиталом – определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия, оптимизация структуры капитала;

2.3. Управление инвестициями – формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности, выбор форм их финансирования;

2.4. Управление денежными потоками – синхронизация входящих и выходящих денежных средств по объему и времени;

2.5. Управление финансовыми рисками – формируется система по мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию;

2.6. Антикризисное финансовое управление.

Принципы финансового менеджмента:

1.Интенгрированность с общей системой управления предприятием;

2.Комплесный характер формирования управленческих решений

3.Высокий динамизм управления

4.Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений.

5.Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Главная цель финансового менеджмента - максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечивая путем максимизации его рыночной стоимости.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение на реализацию следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов, в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде. Общая потребность в финансовых ресурсах, максимизация собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, целесообразность использования внешних источников, управление заемным капиталом.

2. Обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Установление необходимой пропорциональности в использовании ресурсов на экономические и социальные цели развития предприятия, выплаты уровня доходов на инвестированный капитал собственникам.

3. Оптимизация денежного оборота. Обеспечение синхронизации денежного потока, поддержание ликвидности оборотных активов, определение среднего остатка денежных средств, для снижения потери от не эффективного использования и инфляции.

4. Обеспечение максимизации прибыли организации при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли за счет эффективного управления активами, привлечения заемного капитала.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. (Путем диверсификации, страхования.)

6. Обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Управление оптимизацией структуры активов и капитала, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

7. Обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности. Оптимизация уровня ликвидности активов и инвестиционной программы.

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции:

1. Концепция денежного потока предполагает

а) идентификацию денежного потока, его про­должительность и вид;

б) оценку факторов, определяющих величи­ну его элементов;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позво­ляющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной оценки денег является объективно существующей харак­теристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денеж­ная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характе­ристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожи­даемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и сте­пень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное.

4. К онцепция стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источ­ник финансирования имеет свою стоимость. Сто­имость капитала показывает минимальный уровень дохода, необхо­димого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.

5 Концепция агентских отношений. Интересы владельцев ком­пании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не все­гда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчи­тано на перспективу. Чтобы в извест­ной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить воз­можность нежелательных действий менеджеров исходя из собствен­ных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называе­мые агентские издержки. Существование подобных издержек являет­ся объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

8. Концепция альтернативных издержек, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost). Смысл ее состоит в следующем. Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. Решение должно приниматься путем сравнения альтернативных затрат, выражаемых в виде абсолютных или относительных показателей.

Концепция альтернативных затрат играет весьма важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования про­изводственных мощностей, выбора вариантов политики кредитова­ния покупателей и др.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяй­ствующего субъекта имеет огромное значение не только для финан­сового менеджмента, но и для бухгалтерского учета. Смысл ее состо­ит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать веч­но. Основывая некую компанию, ее владельцы обычно исходят из стратегических, долгосрочных установок, а не из сиюминутных соображений.

1.3. Основы принятия финансовых решений: организационное, информационное и методическое обеспечение

Успешное функционирование финансового менеджмента во многом определяется эффективностью его организационного, информационного и методического обеспечения.

Система организационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам его финансовой деятельности и несущих ответственность за принятие этих решений.

Так как система финансового менеджмента является составной частью общей системы управления предприятием, структура управления его финансовой деятельностью должна быть интегрирована с общей организационной структурой управления. При формировании организационной структуры финансового менеджмента исходят из объема финансовой деятельности предприятия, ее основных форм, функций финансового менеджмента и др. факторов. Также должны быть обеспечены эффективные связи между различными организационными подразделениями службы управления финансовой деятельностью и между подразделениями других функциональных систем управления.

Центр ответственности - структурное подразделение организации, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.

Информационная система финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и внешних пользователей.

К информации предъявляются следующие требования:

1. Значимость, т.е. насколько привлекаемая информация влияет на результаты финансовых решений;

2. Полнота – характеризует завершенность круга информационных носителей и показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия решений;

3. Достоверность – насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности;

4. Своевременность – характеризует соответствие формируемой информации, потребности в ней по периоду ее использования;

5. Понятность – определяется простотой построения и доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначена;

6. Релевантность (избирательность) – определяет достаточно высокую степень использования формируемой информации в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации;

7. Сопоставимость – определяет возможность сравнительной оценки показателей в динамике;

8. Эффективность – затраты по привлечению определенных информационных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате ее использования;

9. Необходимая достаточность – отражает необходимый для конкретного предприятия объем и точность информации.

Основы информационного обеспечения составляет информационная база, в состав которой входят пять блоков:

1. Сведения регулярного правового характера: законы, постановления, нормативные акты.

2. Сведения нормативно – справочного характера: нормативные акты, требования и рекомендации и количественные нормы в области финансов.

3. Бухгалтерская отчетность.

4. Статистические данные: сведения финансового характера, публикуемее статистическими органами.

5. Несистемные данные: прямого отношения к информационному обеспечению не имеют, но оказывают влияние на принятие решения – данные по рынку ценных бумаг, капитала и т.д.

По аналитическим возможностям рассмотренные источники можно разделить на:

· внутренние – характеризуют имущественное и финансовое положение организации;

· внешние – характеризуют внешнюю среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: