Любой начинающий дизайнер задается вопросом о том, каким цветом и на каком фоне лучше оформлять текст. Ответ на этот вопрос можно искать в рассуждениях о сочетаемости цветов и таблицах удачных и неудачных сочетаний. Однако есть и другой подход к решению этого вопроса (собственно психологический). Известно, что рецепторы освещенности эволюционно более древние и в этом смысле базовые по отношению к рецепторам цвета. Восприятие контраста как разницы в освещенности происходит раньше, чем восприятие цветового тона. Проиллюстрируем это:
А
| Б
|
В
| Г
|
На рисунке А изображены три цветные фигуры (зеленая, красная, синяя) на черном фоне. Если убрать информацию о цвете (Б), то мы получим черно-белый аналог, который наглядно показывает разницу в освещенности фигур по сравнению с фоном. Очевидно, что верхняя фигура (зеленая) отличается от фона сильнее, чем красная и синяя, другими словами, сильнее контрастирует с фоном, а наиболее сливающейся с фоном по освещенности является синяя. Отсюда мы можем вывести правило, что по черному фону лучше всего из предложенных цветов писать зеленым.
В случае же если фон белый (рисунки В и Г), из фона лучше выделяется синяя фигура, и тогда второе правило: из предложенных цветов, на белом фоне лучше писать синим. Конечно, все мы как читатели знаем, что наиболее распространенным является сочетание черного текста на белом фоне, но сочетание белого и черного слишком контрастно и вызывает чрезмерное напряжение сенсорной системы.
Необходимо помнить о такой особенности контрастных сочетаний: белый цвет подавляет более темные. Приведем распространенную иллюстрацию этого явления.
|
|
Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем черный на белом, хотя на самом деле они абсолютно идентичны по своим размерам. Это явление в психофизике досконально изучено и объясняется при помощи концепции сенсорного оператора. Но, не углубляясь в психофизику, мы можем сформулировать рабочее правило: чтобы белые буквы на черном фоне казались такими же, как черные буквы на белом фоне, черные буквы должны быть чуть больше белых.
А
Б
В
Г






