Лекция 2. Современное состояние и направления

Классификация услуг

В рыночной экономике особое внимание придается степени коммерциализации услуг.

1. Исходя из этого, следует различать коммерческие и некоммерческие услуги.

- Первые носят товарный характер и производятся с целью получения прибыли или другой экономические выгоды;

- Вторые зачастую не могут быть коммерциализорованы по экономико-политическим, социально-этическим и иным соображениям.

По мере повышения уровня жизни населения доля услуг коммерческого характера возрастает, что позволяет обеспечить более полную дифференциацию уровня обслуживания в соответствии с платежеспособным спросом людей.

2. По форме организации производства услуг их условно можно свести в две группы:

- государственные;

- негосударственные.

В данном случае государственные – не столько форма собственности, сколько форму организации производства услуг государственными учреждениями и предприятиями. Нередко государственные услуги (оборона, общественная безопасность и др.) не могут быть оказаны никем, кроме государства. С учетом этого все остальные услуги отнесены к негосударственным. Независимо от формы собственности, и организационно-правовой формы производителей и потребителей услуг. Следует отметить, что в настоящее время спектр государственных услуг, в частности предоставляемых населению бесплатно или со значительными скидками или льготами существенно сокращается.

3. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяют на две группы:

- материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан, а также перевозку грузов и людей. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта;

- социально-культурные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. В частности, к социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования.

4. В Российской Федерации принята классификация услуг по Общероссийскому классификатору услуг населению. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Классификатор включает следующие группы:

01 - бытовые услуги;

02 - услуги пассажирского транспорта;

03 - услуги связи;

04 - жилищно-коммунальные услуги;

05 - услуги учреждений культуры;

06 - туристские и экскурсионные услуги;

07 - услуги физической культуры и спорта;

08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги,

ветеринарные услуги;

09 - услуги правового характера;

10 - услуги банков;

11 - услуги в системе образования;

12 - услуги торговли и общественного питания, услуги

рынков;

80 - прочие услуги населению.

При записи наименований объектов классификации использованы сокращения повторяющихся слов и словосочетаний.

Ведение классификатора осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

Общероссийский классификатор услуг населению содержит 13 высших классификационных группировок услуг, только одна из них – «бытовые услуги» – включает около 800 наименований.

Эти услуги очень разнообразны: это ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких, как аудиторские, консалтинговые.

В мировой практике приняты классификаторы, разработанные различными международными организациями, регулирующими торговлю и сферу услуг (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее распространенные мировые классификации услуг

  Классификация Всемирной торговой ассоциации Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) Классификация организации экономического сотрудничества и развития
         
    Деловые   Посредничество
    Связь Связь  
    Строительство и инжиниринг    
    Распределение Склады, торговля, рестораны, гостиницы Поставка, планирование поставок
  Образование      
  Финансовые   Банки, недвижимость, страхование, создание капитала  
  Здравоохранение и социальные Общественные, индивидуальные, социальные    
  Туризм и путешествия      
  Отдых, культура, спорт      
  Транспортные Транспорт Перевозки  
  Экология      
  Другие      
                 

5. Классификация услуг по направленности сектора:

- услуги, ориентированные на производство (тех обслуживание, настройка, ремонт производственного оборудования и тех систем; складирование, хранение и снабжение материально-техническими ресурсами)

- услуги, ориентированные на общество (органы государственного управления, правопорядок, оборона, внутренняя безопасность, государственное регулирование экономики и социальных процессов, социальной политики)

- услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг – тех обслуживание и ремонт быт техники, автосервис, оборудование для досуговой деятельности и т. д.)

- услуги личного характера (парикмахерские, ателье, рекреационные, и т. д.).

В чистом виде немного видов услуг, которые формируют исключительно данный по функциональной направленности сектор.

Контрольные вопросы и задания:

1. Привести определение материального производства и непроизводственной сферы. Какие критерии для определения этих сфер существуют?

2. Проанализировать предложенные определения услуги. Выявить преимущества и недостатки каждого из них и предложить свое определение услуги, которое на ваш взгляд отражает ее сущность и характеристики.

3. Разработать способы преодоления трудностей в деятельности предприятия сферы сервиса, связанных со свойствами услуги: неосязаемым характером услуги; возможностью избыточного и недостаточного спроса; непостоянством качества.

4. Привести примеры услуг по принадлежности к определенной сфере: ориентированные на производство, ориентированные на общество, ориентированные на домашнее хозяйство, личного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: