Классификация услуг
В рыночной экономике особое внимание придается степени коммерциализации услуг.
1. Исходя из этого, следует различать коммерческие и некоммерческие услуги.
- Первые носят товарный характер и производятся с целью получения прибыли или другой экономические выгоды;
- Вторые зачастую не могут быть коммерциализорованы по экономико-политическим, социально-этическим и иным соображениям.
По мере повышения уровня жизни населения доля услуг коммерческого характера возрастает, что позволяет обеспечить более полную дифференциацию уровня обслуживания в соответствии с платежеспособным спросом людей.
2. По форме организации производства услуг их условно можно свести в две группы:
- государственные;
- негосударственные.
В данном случае государственные – не столько форма собственности, сколько форму организации производства услуг государственными учреждениями и предприятиями. Нередко государственные услуги (оборона, общественная безопасность и др.) не могут быть оказаны никем, кроме государства. С учетом этого все остальные услуги отнесены к негосударственным. Независимо от формы собственности, и организационно-правовой формы производителей и потребителей услуг. Следует отметить, что в настоящее время спектр государственных услуг, в частности предоставляемых населению бесплатно или со значительными скидками или льготами существенно сокращается.
3. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяют на две группы:
- материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан, а также перевозку грузов и людей. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта;
- социально-культурные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. В частности, к социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования.
4. В Российской Федерации принята классификация услуг по Общероссийскому классификатору услуг населению. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
Классификатор включает следующие группы:
01 - бытовые услуги;
02 - услуги пассажирского транспорта;
03 - услуги связи;
04 - жилищно-коммунальные услуги;
05 - услуги учреждений культуры;
06 - туристские и экскурсионные услуги;
07 - услуги физической культуры и спорта;
08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги,
ветеринарные услуги;
09 - услуги правового характера;
10 - услуги банков;
11 - услуги в системе образования;
12 - услуги торговли и общественного питания, услуги
рынков;
80 - прочие услуги населению.
При записи наименований объектов классификации использованы сокращения повторяющихся слов и словосочетаний.
Ведение классификатора осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
Общероссийский классификатор услуг населению содержит 13 высших классификационных группировок услуг, только одна из них – «бытовые услуги» – включает около 800 наименований.
Эти услуги очень разнообразны: это ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких, как аудиторские, консалтинговые.
В мировой практике приняты классификаторы, разработанные различными международными организациями, регулирующими торговлю и сферу услуг (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее распространенные мировые классификации услуг
№ | Классификация Всемирной торговой ассоциации | Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) | Классификация организации экономического сотрудничества и развития | |||||
Деловые | Посредничество | |||||||
Связь | Связь | |||||||
Строительство и инжиниринг | ||||||||
Распределение | Склады, торговля, рестораны, гостиницы | Поставка, планирование поставок | ||||||
Образование | ||||||||
Финансовые | Банки, недвижимость, страхование, создание капитала | |||||||
Здравоохранение и социальные | Общественные, индивидуальные, социальные | |||||||
Туризм и путешествия | ||||||||
Отдых, культура, спорт | ||||||||
Транспортные | Транспорт | Перевозки | ||||||
Экология | ||||||||
Другие | ||||||||
5. Классификация услуг по направленности сектора:
- услуги, ориентированные на производство (тех обслуживание, настройка, ремонт производственного оборудования и тех систем; складирование, хранение и снабжение материально-техническими ресурсами)
- услуги, ориентированные на общество (органы государственного управления, правопорядок, оборона, внутренняя безопасность, государственное регулирование экономики и социальных процессов, социальной политики)
- услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг – тех обслуживание и ремонт быт техники, автосервис, оборудование для досуговой деятельности и т. д.)
- услуги личного характера (парикмахерские, ателье, рекреационные, и т. д.).
В чистом виде немного видов услуг, которые формируют исключительно данный по функциональной направленности сектор.
Контрольные вопросы и задания:
1. Привести определение материального производства и непроизводственной сферы. Какие критерии для определения этих сфер существуют?
2. Проанализировать предложенные определения услуги. Выявить преимущества и недостатки каждого из них и предложить свое определение услуги, которое на ваш взгляд отражает ее сущность и характеристики.
3. Разработать способы преодоления трудностей в деятельности предприятия сферы сервиса, связанных со свойствами услуги: неосязаемым характером услуги; возможностью избыточного и недостаточного спроса; непостоянством качества.
4. Привести примеры услуг по принадлежности к определенной сфере: ориентированные на производство, ориентированные на общество, ориентированные на домашнее хозяйство, личного характера.