Первый этап развития социологии в России

Лекция третья. Развитие социологической мысли в России

План

1. Первый этап развития социологии в России (2-я половина XIX – 1917 год).

2. Второй этап развития социологии в России (1917 год – 1930-е гг.).

3. Третий этап развития социологии в России (начало 1950 гг. – XXI век).

(2-я половина XIX – 1917 год).

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 года ХХ века, второй – с начала 20-х годов до конца 30-х годов, третий – с начала 60-х до наших дней.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.К.Михайловский (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л.Лаврова (1870). Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса.

Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.

Следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма. Н.К.Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта.

В методологии субъективной социологии подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные – это закономерные, повторяющиеся явления, общественные – неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Утверждалась необходимость использования различных методов познания – научного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе – объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положения наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности.

Н.К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормального человека». Нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи лидера и массы («Герои и толпа»), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М.М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М.М. Ковалевский верил, что с помощью этого метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского в борьбе сними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в этот период представляли две фигуры – Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» - П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.

При решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым и В.И. Лениным существовали серьезные различия. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями и после поражения революции 1905-1907 гг. прекратил свое существование.

Следует отметить, что в социологии накапливается большой фактический материал, идет отработка методов конкретно-социологического анализа. В 1896 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В.В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях Росси. Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янсона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878-1880 гг.)», в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В.И. Ленина «Развитие капитализма в России».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: