Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Основные этапы развития мировой социологической мысли




Социально-философские предпосылки социологии как науки.

Возникновение социологии как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов:

- бурное развитие естественно-научного знания (открытие клетки, открытие таблицы химических элементов, эволюционная теория Дарвина);

- выделение социологии из обществознания;

- промышленное развитие западных стран в первой половине XХ в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции, как позитивным, так и негативным (закон разделения и кооперации труда);

- рыночные отношения сформировали новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве. В условиях нарастающего антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами;

- возникновение двух теоретических подхода к процессу социального развития (революционный с классовой борьбой и эволюционный с классовой солидарностью и социальными реформами по гармонизации интересов различных слоёв населения).

С некоторой долей условности можно выделить четыре основных этапа в формировании и развитии социологии как науки. На каждом из этапов складывались и основные направления социологической мысли: позитивизм, марксизм, понимающая социология, социологизм, структурализм и социология действия, символический интеракционизм и этнометодология.

Первый этап – классический, охватывает время с 40-х годов до конца 19 века. Это период формирования двух крупных социологических теорий: позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Возникновение социологии принято относить к 1839 году, когда был опубликован третий том важнейшей работы О. Конта «Курс позитивной философии», где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия на научную основу и явилось тем основным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии.

На основании открытого О. Контом закона разделения и кооперации труда, социология призвана способствовать установлению согласия и солидарности.

Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и пропагандистскую деятельность в то же время и при тех обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» Г. Спенсер (органическая школа), Э. Дюркгейм (функциональная школа) предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъёма они думают не над тем как разжечь пожар гражданской войны, а, наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.




Второй этап развития социологии - неклассический (модерн) датируется от 90-х годов 19 века и примерно до 20-х годов 20 века. Это период развития социологии, в основу которой было в основу познания не критерий объективности как в классической социологии, а постижение ценностных ориентиров, которые определяют социальное поведение. В эти годы определяют свои позиции школа понимающей социологии М. Вебера (рассмотрение человека как субъекта действия, которое принимается как начало социальной жизни – понимающая социология), аналитическая школа Георга Зиммеля (1858 - 1918) (рассмотрение общества как процесса социального взаимодействия и выработка адекватного метода познания - изучение «чистых» форм социальности) и формально-аналитическая школа Фердинанда Тённиса (1855 - 1936), рассматривавший понятия «община» и «общество» как парные дихотомические термины.

Третий этап – неоклассический этап (неопозитивизм) с 20-х годов 20 века до средины 60-х годов - бурный этап развития социологии как эмпирической дисциплины, этап широкого распространения и совершенствования методов и техники конкретных социологических исследований.



На первый план выходит американская социологическая школа. Повсеместное признание получает структурно-функциональная теория Т. Парсонса.

Парсонс разработал общую систему действия человека, в которую включил три подсистемы: культурную (символизм, то есть наличие символических механизмов регуляции: язык, ценности и т.п.), социальную (нормативность, то есть зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), личностную (волюнтаристичность, то есть известная иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимости от «субъективных «определений ситуаций»).

В этот период получили развитие теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, теория человеческих отношений Элтона Мэйо, теория бихевиоризма П. Лазерфельда, Э. Торндайка, Д. Уотсона; социологический плюрализм П.А. Сорокина

Четвертый этап - развития и функционирования социологии постмодерна начинается с середины 60-х годов 20 века. На этом этапе ясно вырисовывается глубокий разрыв между социологической теорией и конкретными социологическими исследованиями. Кризис социологии приводит к появлению новых социологических ориентаций - социологии действия, символического интеракционизма и этнометодологии. Особое внимание привлекла «новая социология» Ч. Миллса. С точки зрения Миллса центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определенную роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ, фактически он заложил основы политической социологии. Миллс выделил и определил критерии содержания таких категорий, как «новый средний класс» и «властвующая элита», рассматривая последнюю как совокупность экономической, политической и военной «верхушек», обладающих наибольшим влиянием при принятии важных решений.

Основные направления, тенденции развития современной социологии:

1. Стремление к целостному охвату социальных процессов, исследованию различных типов цивилизаций.

2. Расширение объектного диапазона исследований.

3. Появление междисциплинарных наук типа экономической социологии, социальной географии, социобиологии и др.

4. Интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов.

5. Психологизация и философикация социологии, т.е. использование методов психологии, социальной психологии и философии, истории для анализа социологических фактов.

6. Усиление интереса к прикладной социологии.

7. Широкая популяризация социологического знания.

Вопросы для повторения:

  1. Социология как наука об обществе, её предмет и объект.
  2. Уровни социологического знания.
  3. Социально-философские предпосылки социологии как науки.
  4. Основные этапы развития мировой социологической мысли.

Литература:

  1. Социология: Учебник для вузов. Под редакцией проф. В.Л. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 3-26.
  2. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995, с. 4-12.
  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 28-42.
  4. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997, с. 5-27.
  5. Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманитар. Дисциплин. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005, с. 8-16.
  6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с. 3 – 40.




Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 12270; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8507 - | 7373 - или читать все...

Читайте также:

 

18.205.60.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.