Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.
Результативность и эффективность социальной работы во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах.
Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить две группы закономерностей.
Для управленческих органов социальной защиты республиканского и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления, профессионализма и нравственных качеств специалистов социальных служб;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;
• зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.
Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:
• общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
• соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др.
Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее его деятельность.
Вместе с тем следует заметить, что на практике специалист руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.
Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально незащищенных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:
• методологические;
• организационно-распорядительные;
• социально-политические.
Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития.
Организационно-распределительные принципы — это:
– социально-технологическая компетентность кадров;
– стимулирование;
– контроль и проверка исполнения;
–функциональная определенность;
– единство правил и обязанностей.
П сихолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:
– комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;
– индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;
– целенаправленность и адресность социальной работы;
– такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.
Соиально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:
• государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;
• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;
• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;
• законность и справедливость действий социального работника.
Вызывает интерес еще одна классификация принципов теории социальной работы:
I. Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.
II. Общесоциальные принципы: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.
III. Специфические принципы:
Ø содержательные — гуманизм, справедливость, альтруизм, самообеспечение, гармонизация общественных групп и личных интересов;
Ø психолого-педагогические – эмпатия, модальность, аттракция (привлекательность), доверие;
Ø методические – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность;
Ø организационные – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;
Ø нормативно-правовые – соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания, обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении медико-социальных услуг, добровольное согласие граждан при получении услуг, доступность социального обслуживания, соблюдение конфиденциальности, преемственности всех видов и форм социального обслуживания, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни, профилактической направленности, содействие социальной реабилитации и адаптации, межведомственности и междисциплинарности, деятельного подхода, территориальной организации социальной службы, государственной поддержки, добровольной общественной деятельности по оказанию медико-соци-альной помощи.
Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций:
• информационной, поскольку теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, присущих предметной области социальной работы;
• объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;
• эвристической, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория социальной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее разработки, выражения и использования;
• практической, состоящей в том, что она порождается потребностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;
• прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.
Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ проявления эвристической и творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.