Закономерности, принципы и функции социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.

Результативность и эффективность социальной работы во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений – все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить две группы закономерностей.

Для управленческих органов социальной защиты республиканского и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• зависимость результативности социальной защиты от соци­альной ориентации сознания и деятельности кадрового со­става органов государственного управления, профессионализма и нравственных качеств специалистов социальных служб;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

• зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

• общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

• соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы — это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что на практике специалист руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально незащищенных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

• методологические;

• организационно-распорядительные;

• психолого-педагогические;

• социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития.

Организационно-распределительные принципы — это:

– социально-технологическая компетентность кадров;

– стимулирование;

– контроль и проверка исполнения;

–функциональная определенность;

– единство правил и обязанностей.

П сихолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

– комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

– индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

– целенаправленность и адресность социальной работы;

– такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.

Соиально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

• государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

• законность и справедливость действий социального работ­ника.

Вызывает интерес еще одна классификация принципов теории социальной работы:

I. Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

II. Общесоциальные принципы: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

III. Специфические принципы:

Ø содержательные — гуманизм, справедливость, альтру­изм, самообеспечение, гармонизация общественных групп и личных интересов;

Ø психолого-педагогические – эмпатия, модальность, ат­тракция (привлекательность), доверие;

Ø методические – дифференцированный подход, преем­ственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

Ø организационные – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;

Ø нормативно-правовые – соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания, обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении медико-социальных услуг, добровольное согласие граждан при получении услуг, доступность социального обслуживания, соблюдение конфиденциальности, преемственности всех видов и форм социального обслуживания, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни, профилактической направленности, содействие социальной реабилитации и адаптации, межведомственности и междисциплинарности, деятельного подхода, территориальной организации социальной службы, государственной поддержки, добровольной общественной деятельности по оказанию медико-соци-альной помощи.

Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

информационной, поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

объяснительной, так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

эвристической, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе нова­ции, новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

практической, состоящей в том, что она порождается по­требностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ про­явления эвристической и творческой активности системы, оказы­вая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: