double arrow

Принцип «параллельного педагогического действия»


Авторство этого принципа и само его необычное название принадлежат А. С. Макаренко. Смысл этого принципа в утверждении парадоксальной при­роды воспитания: не стоит преувеличивать значение целенаправленных, зара­нее обдуманных и специально организованных воспитательных воздействий — они не всегда срабатывают! Кроме прямого целенаправленного действия, «па­раллельно» воспитывает буквально все: случайные встречи и разговоры, теле­визор и книги, весь образ жизни взрослых и детей. В ситуации «параллельного педагогического действия» ребенок не чувствует, что его воспитывают, что он для кого-то из взрослых — объект воспитания. Вот почему в процессе воспита­ния ведущим должно быть не прямое педагогическое воздействие, а опосредо­ванное («параллельное») преломление воспитательного прикосновения к ре­бенку через его жизненные интересы и потребности.

Этот принцип прямо подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием.

Принципы воспитания имеют обыкновение в живой воспитательной прак­тике конкретизироваться и существовать как «правила», как своеобразные «за­поведи» воспитателя. Бесспорно, они в таком виде не сообщаются публично и не помешаются на стенде в учительской, а скорее проявляются в реальной де­ятельности воспитателя.




Несколько лет назад газета для учителей «Первое сентября» провела среди своих читателей конкурс «Золотой кодекс», где требовалось сформулировать 10 «золотых» правил своей педагогической деятельности. Это был редкий слу­чай заглянуть в тайны личной философии воспитателей.

Вот, например как выглядел свод «золотых» правил Н. А. Кисиной (с. Шевыревка, Саратовская обл.):

Пять «да»:

1. Удивляй — удивление порождает интерес.

2. Сдерживайся и прощай — это поможет и тебе, и детям.

3. Будь уверенным и смелым — ты сам себе высший суд.

4. Умей пошутить — но не над детьми.

5. Будь образцом, но не эталоном!

Пять «нет»:

1. Не относись к уроку как к простой работе.

2. Не задавай глупых вопросов детям.

3. Не говори о детях плохое, если не можешь сказать хорошее.

4. Не делай из родителей пугало — сделай палочку-выручалочку,

5. Не вмешивайся в дрязги и конфликты — ты выше этого!

В «Золотом кодексе» других учителей встречались правила: «Берегись со­блазна из учителя превратиться в Учителя; всегда оставайся в учениках»; «Про­явившиеся таланты учеников себе не приписывай: в лучшем случае ты помог им раскрыться, в худшем — не задавил»; «Никогда не говори себе: „От меня ничего не зависит в их судьбе”». Это самое опасное заблуждение».

Такие заповеди дают представление не только о том, на какие фундаменталь­ные идеи педагогической науки ориентируется воспитатель, в контексте какой парадигмы осознает свои профессиональные функции, какую стратегию своей деятельности выбирает, но и о том, каков он сам как человек и личность.







Сейчас читают про: