Медико-социальные аспекты теории и практики социальной работы

Мировая практика свидетельствует о том, что социаль­ный работник обязан владеть теоретическими и практиче­скими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку (независимо от специализации и места рабо­ты) он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь рассматривается как но­вый вид мультидисциплинарной профессиональной дея­тельности медицинского, психолого-педагогического и со­циально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоро­вья различных групп населения. Медико-социальная рабо­та принципиально изменяет характер комплексной помо­щи в сфере охраны здоровья, предполагая системные ме­дико-социальные воздействия на более ранних этапах раз­вития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

Цель медико-социальной работы — достижение макси­мально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медико-со­циальной работы — индивидуумы, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и со­циально проблемные семьи, лица, пострадавшие от стихий­ных бедствий, катастроф, больные СПИДом и др.).

Особенность медико-социальной помощи состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных от­раслей – здравоохранения и социальной работы. Исследо­вания здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны, должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти процесс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нор­мам, существующим в обществе. Медицинский подход изо­лирует людей с ограниченными возможностями, поддер­живает общественные стереотипы о невозможности само­стоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социаль­ный же, или интерактивный, подход базируется на инте­ресах людей с ограниченными возможностями. Согласно данному походу, социальная интеграция должна осуществ­ляться не на условиях людей, обладающих здоровьем, а на условиях людей с ограниченными возможностями. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество, когда-то принявшее негуманные нормы.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют следующие особо важные социальные факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья, а соответственно и группы риска, населения стран Централь­ной и Восточной Европы:

– неблагоприятные условия труда;

– низкий уровень и качество здравоохранения, несоот­ветствующий повышенному уровню и степени сложно­сти заболеваний;

– факторы, связанные с экономическими ресурсами, а также с физической и социальной средами, в кото­рых людям приходится жить,

– факторы, связанные с индивидуальными особеннос­тями поведения: курение, наркомания, алкоголизм, не­достаточное и неправильное питание, недостаточная физическая активность, являющиеся более характер­ными и распространенными в группах, находящихся в неблагоприятном положении и т.п.

Рассмотрим подробнее некоторые социальные факто­ры, оказывающие влияние на состояние здоровья населе­ния, обусловливая тем самым необходимость усиления ме­дико-социальной помощи.

Условия работы и специфика профессии предполагают воз­можность появления тех или иных видов профессиональ­ных заболеваний, а также связаны с вопросами инвалид­ности и смертности. В связи с этим различаются объектив­ные и субъективные компоненты профессиональной дея­тельности и ситуации. К первым относятся: безработица, статус профессии, ролевые конфликты, уровень ответст­венности и т.д.; ко вторым, – эмоциональный стресс, об­щая подверженность заболеваемости, психосоматические заболевания и т.д.

Психосоциальные жизненные события и болезнь. Эта кон­цепция обосновывает взаимосвязь между тяжелой (напря­женной) жизненной ситуацией и заболеваниями. Основ­ная идея: трудные жизненные обстоятельства и события требуют особых социальных, эмоциональных и когнитив­ных затрат на их преодоление и обусловливают развитие психосоциального стресса. При этом возникает повышен­ная опасность развития болезни.

В современных условиях усугубления социальных проб­лем, ухудшения показателей здоровья населения возрас­тает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качест­венно новом уровне. Специалистами различных направле­ний, рассматривающих и изучающих здоровье населения, установлено, что более 70% заболеваний имеют психосо­матическую природу и вызваны эмоциональным стрессом.

В итоге сформировался тип здоровья населения, харак­теризующийся пониженной ожидаемой продолжительно­стью жизни, повышенной заболеваемостью и смертностью в трудоспособном возрасте вследствие сердечно-сосуди­стых заболеваний, онкозаболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, убийств и самоубийств; высокой смертности мужчин трудоспособного возраста и младен­ческой смертности, повышенной заболеваемостью вслед­ствие болезней органов дыхания, пищеварения, инфек­ционных заболеваний в детском возрасте, а также ослаб­лением иммунного статуса населения вследствие загряз­нения окружающей среды, нарастания алкоголизма и нар­комании взрослых, аллергизации детей и подростков.

Межгосударственными медико-социальными проблема­ми стали глобальное постарение населения, омоложение пенсионного возраста и стремительное распространение в развитых странах болезни Альцгеймера, а также инвалид­ность.

Социальный работник должен быть готов оказать лю­дям с ограниченными возможностями помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педаго­гического и, что очень важно, медико-социального харак­тера. Гарантированные государством права на помощь всту­пают в силу при получении официального статуса инва­лида и потому социальный работник должен знать поря­док направления граждан на медико-социальную экспер­тизу. Медико-социальная экспертиза устанавливает при­чину и группу инвалидности, степень утраты трудоспо­собности граждан, определяет виды, объем и сроки реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами са­мого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях прожи­вания и пребывания пациента. Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социаль­ных программ. При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющих де­тей-инвалидов; анализирует со­циальную обстановку в семье.

Одним из важных направлений деятельности всех орга­низаций и служб, оказывающих помощь людям с ограни­ченными возможностями, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

В настоящее время в нашей стране по-прежнему имеют место такие проблемы, как: алкоголизм, наркомания и зло­употребление другими психоактивными веществами — это наиболее значимые социальные болезни.

В последние годы идет активный поиск новых форм и методов медико-социальной помощи в преодолении та­кой социально значимой патологии, как онкология. Особое место в медико-социальной работе занимает организация помощи неизлечимым онкологическим больным (органи­зация хосписов).

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, — это предупреждение нарушений сома­тического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обес­печение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социаль­ной помощи на различных уровнях; социальное админист­рирование; обеспечение социальной защиты прав челове­ка в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экс­пертизы; осуществление медицинской, социальной и про­фессиональной реабилитации инвалидов; проведение со­циальной работы в отдельных областях медицины и здра­воохранения, проведение коррекции психического стату­са клиента; создание реабилитационной социально-быто­вой инфраструктуры; обеспечение взаимодействия специа­листов смежных профессий и др.

Чтобы качественно организовать медико-социальную ра­боту, необходимо, во-первых, выделить наиболее одно­родные группы клиентов (например, группа повышенно­го риска, члены семьи клиента и ближайшее окружение, длительно и часто болеющие, инвалиды и др.) и, во-вто­рых, с каждой выделенной группой проводить медико-социальную работу в двух уже названных направлениях. Это позволит учесть специфику профессиональной работы с различными контингентами (в отдельных областях меди­цины или системе социальной защиты населения) при сохранении единых методических принципов.

Нет такого заболевания, которое не влекло бы за собой и социальных проблем. Врач-клиницист лечит пациента, а со­циальный работник помогает своему клиенту решать проб­лемы, возникающие в связи с его заболеванием. Эти про­блемы могут быть:

а) личностными (начиная с реакции личности на временную утрату трудоспособности и закан­чивая реакцией на получение информации о неизлечимо­сти заболевания);

б) межличностными (например, отноше­ние к пациенту изменяется из-за того, что став инвалидом, он из «кормильца» превратился в «иждивенца»);

в) микросо­циальными (внутрисемейными, производственными);

г) макросоциальными (пациент, ставший инвалидом, до болезни за­нимал важный государственный пост).

Необходимо затратить достаточно много усилий, что­бы понять, как лучше справиться с такими проблемами с медицинской и с социальной точек зрения. Одним из наиболее мно­гообещающих направлений в социальных науках, связан­ных с медициной, является развитие новых социальных технологий, имеющих своей целью модификацию меди­цинского поведения личности и групп в интересах общего дела. Эти методы оказались вполне действенными при по­пытках изменения различных типов индивидуального по­ведения, которые были деструктивными для самих инди­видуумов. Развитие биологической обратной связи также говорит о существовании многообещающих возможностей обучения самих пациентов методам контроля над некото­рыми психосоматическими процессами. Такие технологии могут быть полезны при предоставлении помощи людям с такими медицинскими проблемами, как повышение арте­риального давления, мигрень и даже сахарный диабет.

Подобным образом расширилась возможность исполь­зования групповой поддержки при оказании помощи лю­дям, пытающимся справиться с теми или иными болез­ненными состояниями. Это свидетельствует о том, что наша способность извлекать более целенаправленную пользу из таких форм поддержки в будущем только будет возрастать. Сущность этих методик заключается в том, чтобы обучить людей элементарным навыкам, которые могут облегчить их социальную и личную адаптацию или могут позволить им, несмотря на утрату трудоспособности, жить более полноценной и качественной жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: