Формирование характера у младших школьников

Выводы.

1. Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

2. В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:

В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения.

Слабость процесса возбуждения проявляется прежде всег в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения.

Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий.

Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях неадекватных силе раздражителей.

Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период.

Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.

В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с

возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в

этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами).

3. Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу

темперамента.

Люди по-разному относятся к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «печать», «признак». Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка,та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни

прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому.Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитате-

ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка во с питателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально по крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности. Хороший личный пример — могучее средство воспитательной работы именно в начальной школе. Поэтому, отличаясь трудолюбием, дисциплиной, четкостью в работе, требовательностью и жизнерадостностью, справедливостью и теплым отношением к детям, умением владеть собой, безукоризненным поведением в быту и другими положительными качествами, учитель тем самым воспитывает эти свойства и у своих учащихся.

Главная воспитательная задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся нормы поведения, принятые в обществе, воспитать у них трудолюбие, честность, правдивость, коллективизм и другие положительные качества. Работая с детьми, учитель должен избегать нотаций, но не упускать удобного случая и указывать ребенку на то, что хорошо и что плохо, мотивируя каждый раз свои оценки, разъясняя и приводя конкретные примеры, близкие и понятные детям. Иногда учитель прямо формулирует моральное правило и свое требование, иногда дает это в несколько завуалированном виде, в форме рассказа о каком-нибудь случае из жизни или из художественной литературы. Ребенок должен сам догадаться, что описываемый факт имеет к нему прямое отношение. Тогда психологическое воздействие на ребенка бывает глубже. Наша советская действительность дает много такого материала: найти героические примеры из прошлого и настоящего советских людей нетрудно. Однако нельзя всю работу с учеником сводить к словесному воспитанию. Без него обойтись нельзя, но злоупотреблять им не следует. Надо помнить, что не только подростки, но и дети младшего возраста не любят поучений именно потому, что в них не содержится ничего для них нового, интересного.

Для воспитания характера важно ставить детей в такие условия, в которых они неоднократно совершали бы нужные действия. Эти упражнения приучат детей к соответствующим поступкам и поведению.

Еще больший эффект дает правильно поставленная учебная работа и труд школьника, а также участие его в общественной жизни. Выполняя свои обязанности, ученик должен проявлять много волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Это служит хорошей школой воспитания характера. Отдельные черты характера, требующиеся для выполнения определенной деятельности (учебной работы, физического труда и т. п.), формируются прежде всего и лучше всего именно в процессе самой деятельности. Большую роль при этом играют необходимая требовательность к учащимся и контроль со стороны учителя. Доброе отношение к детям, проявление педагогического такта, учет индивидуальных особенностей каждого школьника, чуткость, понимание мыслей и переживаний ребенка особенно необходимы при работе с младшими школьниками. При оценке их успехов надо учитывать не только качество ответов, но и то старание, которое дети прилагают, чтобы выполнить задания.

На характер влияет и эмоциональное воспитание школьника. Умение сочувствовать: радоваться чужим удачам и искренне переживать горе других — важная черта характера. У детей младшего школьного возраста она еще недостаточно развита. Они часто с детской непосредственностью завидуют товарищам, могут совершенно не понимать страданий, которых сами не испытали. Поэтому в детях надо воспитывать способность ставить себя на место другого. Это научит их сопереживанию.

Учительница начальных классов рассказала, как ей пришлось вызвать сострадание у своего ученика: «Иду я как-то домой и слышу необычный шум, затем вижу: целая ватага ребятишек с гиканьем мчится по пустырю. Я сначала не поняла, в чем дело, но затем увидела, как на дерево взметнулась кошка. К хвосту у нее была привязана жестяная банка. Я быстро направилась к этому дереву. Увидя меня, ребята разбежались. Среди них я заметила своего второклассника Вадима. Он оказался самым младшим среди «мучителей». Из разговора с ним я поняла, что мальчик просто мало понимает, что заставил страдать животное. Пришлось напомнить ему о чувстве боли, которое он переживал (в жизни у Вадима сильно болели зубы, и он очень боялся бормашины). После этого Вадим искренне пожалел о том, что принимал участие в жестоком поступке, и заявил, что больше никогда не будет никого мучить».

Здесь учительнице пришлось прибегнуть к эмоциональной памяти ребенка, чтобы заставить его понять страдания животного. До этого поступок казался мальчику невинной, пустяковой игрой.

Очень важно, чтобы дети заботились о других: помогали учиться слабым товарищам, старались облегчать труд родителей и других близких, проявляли заботу о малышах, развлекали их играми, ухаживали за ними. Благотворное влияние на ребенка оказывает и уход за животными. На воспитание характера, как и других качеств личности, влияет коллектив. Очень важно, чтобы дети с первых лет обучения находили радости и интересы в своей школьной дружной, товарищеской среде. Тогда и в подростковом возрасте отпадет опасность нежелательных знакомств и связей вне семьи и школы.

В младших классах руководителем детского коллектива является учитель, вокруг которого группируются ребята. Он не только учит их на уроке, но и организует игры на перемене, проводит интересную беседу и т. д. В каждом коллективе есть ребята, которые задают тон. Учитель выявляет их и проводит с ними дополнительную воспитательную работу. Важно, чтобы их влияние на остальных детей было положительным, а не отрицательным. В то же время учитель обращает внимание и на застенчивых и робких детей, стараясь вовлечь их в учебную и игровую деятельность, чтобы привить им больше самостоятельности и уверенности в своих силах.

Значительную роль в воспитании характеров играет пионерская организация. Пионерская организация развивает у пионеров общественную активность и коллективизм, растит их сознательными, честными, смелыми. В результате у детей возникают чувства товарищества и дружбы, на основе которых формируются очень ценные свойства характера.

Учителю невозможно воспитывать детей без тесной связи с семьей ребенка. Именно дома школьник проводит большую часть дня, под влиянием близких формируется его характер. И учитель, регулярно общаясь с родителями ученика, через них оказывает необходимое влияние на него, закрепляя и развивая его положительные качества и борясь с недостатками. При этом очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителя. Если между школой и семьей есть противоречия и конфликты, то создается благоприятная почва для появления у ребенка нечестности, лицемерия, лживости и других отрицательных черт характера.

Трудность работы начинающего учителя заключается не только в сложности руководства детьми, но и в том, что двадцатилетней девушке иногда приходится учить родителей своих учеников, которые намного старше ее. Надо проявить много такта, чтобы, не обижая родителей, добиться своего и оказать на них необходимое влияние.

У Вани С., ученика III класса, отец — крупный специалист, самоуверенный и очень самолюбивый человек. На родительском собрании молодая учительница в резком и нравоучительном тоне качала указывать отцу на недостатки семейного воспитания Вани, которые действительно были. Отец Вани очень рассердился на поучительный тон девушки, на собрании ничего ей не ответил, но с тех пор в семье началась весьма пристрастная критика всего, что делала учительница. Ваня полюбил было ее, так как она действительно хорошо вела свой класс, но дома часто слышал критику в ее адрес: якобы она чрезмерно требовательна к детям, несправедлива к мальчику и т. п. Разобраться в том, кто прав, кто виноват, ребенок не мог и стал вести себя неискренне. Получив плохую отметку, он жаловался на учительницу, что та не любит его и поэтому снижает оценки. А перед учительницей оправдывался тем, что родители заставили его заниматься музыкой или рисованием, хотя он еще не успел выучить уроки. Словом, в ребенке стали развиваться отрицательные качества.

Хорошие результаты воспитательной работы получаются тогда, когда учитель, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, использует весь арсенал средств, какие ему доступны: и систематические учебные занятия детей в школе, и их труд на пришкольном участке, и общественную работу в пионерской организации, и влияние коллектива, и огромное воспитательное воздействие семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: