Контрольные вопросы
Литература
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция № 1.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль 2000-2001.
4. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд. МГИМО (У) МИД России, 2009. – С.588.
5. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
7. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
8. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». 2006. – С.544.
9. Мареев, С. Н. История философии (общий курс): учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.2.
10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней.1.Античность/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1997.
11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.1.
12. Чанышев, А.Н. История философии древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: - Изд. «Академический проект». Серия «Gaudeamus». – 2005. – С.608.
1. Что такое апейрон Анаксимандра?
2. Что такое Логос Гераклита?
3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?
4. Что понимали под числом пифагорейцы?
5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?
6. Какие Вы знаете апории Зенона, и в чем их смысл?
9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?
7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита?
8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?
9. Как Платон трактует учение о душе и познании?
10. Что такое форма Аристотеля?
11. Какие возражения выдвигал Аристотель вадрес Платона?
12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?
1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.
4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.
Ключевые понятия: теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: Тело-Душа-Дух, Бог, Абсолют, перипатетики, гностики, схоластики, вера, догма, подлунный и надлунный мир, исповедь, апологеты, озарение, Божественное предопределение и благодать, «Буриданов осел».
Теологическая философия средних веков
Можно выделить следующие основные черты средневековой философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего являлся Бог);
• господствовали идеи о творении (всего Богом) и откровении
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:
• Бог сотворил окружающий мир из ничего;
• творение мира есть результат акта Божественной воли;
• природа не может творить сама себя;
• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
• подлинным бытием является только Бог;
• нет четкой границы между Богом и Его творением.
Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
• зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Значение средневековой философии для последующего развития философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.