Литература
1. Антология мировой философии: в 4 томах. - М., т. 1.Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
3. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М.,1963.
4. Древнекитайская философия в 2 т. - М., 1972-1976.
5. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
7. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
8. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 томах. / С. Радхакришнан. - М., 1994.
1. Три основных этапа развития античной философии (досократики, классический и эллинистический) и их общая характеристика.
2. Зарождение античной философии (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).
3. Сократ.
|
|
4. Философское учение Платона.
5. Философия Аристотеля – венец античной философской мысли.
6. Эллинистический этап развития философии.
Ключевые слова: Космос, хаос, «фюзис», природа, логос, София, архэ, хора, материя, абсолютное бытие, апории, эпистема, мистерии, гедонизм, эвдемонизм, душа, гилозоизм, пневма, первооснова, субстанция, Ум – Демиург, эйдосы, истина.
Древнегреческая философия:
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
• демократический — VII— V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;
• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.
К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":
• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита, Левкиппа);и др.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических" школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
Для эллинистического периода характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
|
|
• философия Эпикура и пр.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.